Войти в почту

Япония делает ставку на «камикадзе» Навального

Японские власти решили сменить стратегию по возвращению так называемых «северных территорий», то есть четырех островов Курильской гряды, принадлежащих Российской Федерации. Сигналом этого стало выступление премьер-министра страны Ёсихидэ Суга 7 февраля, в День Северных территорий. И да, в Японии есть особый день, когда населению страны напоминают о потерянных островах. Дата 7 февраля объясняется тем, что именно в этот день в 1855 году Российская империя и Токио подписали договор, который признавал японское владение над этими территориями.

Япония делает ставку на «камикадзе» Навального
© Свободная пресса

В отличие от своего предшественника Синдзо Абэ, который хоть и поклялся на могиле родителей, что проблема «северных территорий» будет решена во время его премьерства, но, несмотря на такую категоричность, был настроен достаточно конструктивно, Ёсихидэ высказался гораздо более жестко. В частности, заявил, что Россия оккупирует острова, которые захватили советские войска, без каких-либо законных оснований. Что является не просто недружественной риторикой, но и откровенной ложью.

Если вспомнить историю, освоение Курил началось еще в 1711 году русскими казаками. Однако в 1855 году между Россией и Японией был заключен Симодский трактат о торговле и границах, по которому Итуруп, Кунашир, Шикотана и Хабомаи отошли Японии, а остальные Курильские острова признавались российскими владениями. В 1875 году был подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на японскую часть Сахалина.

Вторая мировая война внесла коррективы в территориальный вопрос. Вполне справедливо, что за свое участие в гитлеровской коалиции Япония должна была понести наказание, в том числе в виде утраты ряда территорий. Еще 11 февраля 1945 года на Ялтинской конференции СССР, США и Великобритания достигли письменной договоренности о вступлении Советского Союза в войну с Японией при условии возвращения ему после окончания войны Южного Сахалина и Курильских островов.

В Потсдамской декларации от 26 июля 1945 года говорится, что японский суверенитет будет ограничен островами Хонсю, Хоккайдо, Кюсю, Сикоку и теми более мелкими островами, которые укажут сами союзники.

СССР свою часть договора выполнил – перешел в наступление в Маньчжурии и без помощи союзников нанес неприятелю поражение. Сами японцы, понятное дело, были не в том положении, чтобы возражать против передачи четырех Курильских островов, и вопрос наверняка был бы решен и закрыт, если бы в дело не вмешались будущие «сюзерены» Токио и уже бывшие партнеры по антигитлеровской коалиции – США.

29 января 1946 года меморандумом №677 главнокомандующего союзных держав генералом Дугласом Макартуром из территории Японии были исключены Курильские острова (острова Тисима), группа островов Хабомаи (Хабомадзе) и остров Шикотан. Однако передача островов вовсе не входила в интересы американцев. Как пишет известный политолог, экономист Михаил Хазин, «партнеры» не просто так хотели острова, поскольку между двумя из них пролегает глубоководный пролив из Тихого океана в Охотское море. Да и само море сейчас, фактически, внутренний водоём для России (с точки зрения военных судов так точно), а если острова отдать, то там пропишутся американские военные суда».

Однако сразу после капитуляции Японии вчерашние союзники заявлять об этом не стали, вместо этого пойдя на «хитрый» ход в духе ярмарочных мошенников.

«Президент Гарри Трумэн в последний момент решил вычеркнуть договорённости о Курильских островах, сделав вид, что просто забыл. Официальные телеграммы переписки руководства СССР И США говорят о том, что это был осознанный поступок. США решили попросту обмануть руководство СССР. Обоснование простое – если Курильские острова войдут в состав СССР, то они создадут надёжный форпост для границ страны-победительницы. США это точно не было нужно», – считает политолог Сергей Судаков.

В результате сразу вопрос решен не был, а уж затем, когда эхо войны было уже не так сильно, американцы делали все, чтобы сорвать урегулирование между Москвой и Токио. И это даже несмотря на то, что в 1956 году, накануне подписания мирного договора СССР и Японии, Москва продекларировала готовность передать два острова Курильской гряды и закрепить внеблоковый статус новой послевоенной Японии.

«Однако Токио в последний момент сорвал подписание договора с Москвой, предпочтя <…> размещение на своей территории американских военных баз против СССР. Таким образом, отказавшись от компромисса, предложенного тогда Москвой, и от островов навсегда тоже», – напоминает политолог Андрей Мартынов.

И, несмотря на такую вполне прозрачную историю вопроса, нынешний премьер-министр Японии заявляет, что Россия «оккупировала острова без законных оснований». Японские СМИ с готовностью подхватили сантименты премьера, поэтому в последний месяц появилась целая серия публикаций с призывами сменить стратегию в вопросе «северных территорий» и более жестко добиваться их возвращения.

В чем же заключается эта новая стратегия? Ответ можно найти, скажем, в редакционной статье англоязычного японского издания «Japan Forward», которая так и называется – «Японии нужна новая стратегия, чтобы отобрать Северные территории у России». Авторы «редакционки» сходу утверждают, что с Владимиром Путиным в этом вопросе каши не сваришь – он, мол, превращает все переговоры в посмешище, поэтому Япония должна апеллировать к международному сообществу (читай, США).

«Переговоры по Северным территориям находятся при смерти. Администрация Путина дразнила нас ароматом жареного угря (четырьмя островами), не давая ничего в реальности, и продолжая переговоры только с целью получения экономических выгод», – патетически пишут авторы.

Хотя Россия никогда и не скрывала, что не собирается расставаться с суверенными территориями, что, кстати, закрепили и новые поправки в Конституцию страны, а предлагала различные варианты вроде совместного освоения островов.

«Но форма совместного соседского освоения и развития Курил с применением японских технологий и инвестиций, при обеспечении Россией безопасности во всем Тихоокеанском регионе с гарантиями невмешательства третьих стран, дает шанс снять эти психоаналитические комплексы с японского политического сознания. О том говорили неоднократно Путин и Абэ. Видимо, новые политические власти Страны восходящего солнца не готовы к таким разговорам и решениям! Снова на коротком поводке у Вашингтона быть комфортнее?» – размышляет в своей колонке политолог Андрей Мартынов.

Комфортно или нет, но теперь Япония, которая и раньше-то никогда не отходила от американской повестки, теперь старается быть «святее Папы римского». В частности, японские «лидеры общественных мнений» прямо пишут о том, что с нынешним политическим режимом переговоры по «северным территориям» невозможны, поэтому нужно добиваться его скорейшей смены, и уж тогда-то заветные острова, наконец, вернутся к Японии. На кого же в Токио надеются поменять Владимира Путина? Естественно, на Алексея Навального, ну а если не удастся, на любого другого представителя оппозиции.

Вдумайтесь, авторитетные издания прямо пишут о том, что Япония, США и прочее «мировое сообщество» должно способствовать смене власти в России, прямо поддерживая любые оппозиционные движения. Конечно, все новое – хорошо забытое старое. Андрей Мартынов напоминает, что в сентябре 1904 года, на деньги японского правительства в Париже была организована конференция «российских оппозиционных партий». Но за сто с лишним лет политика несколько изменилась, и писать о таких вещах сейчас как бы не «комильфо».

«По сути, наши японские коллеги, журналисты и эксперты в СМИ, самостоятельно декларируют свои попытки вмешаться во внутреннюю ситуацию в России, чем ставят собственные власти в довольно странное и неудобное положение, потому что именно японским дипломатам теперь придётся разъяснять своим российским коллегам являются ли воинственные призывы, звучащие в японском обществе, официальной позицией администрации Ёсихидэ Суги? Доводя ситуацию до абсурда, японские эксперты тут даже связали “успех своего безнадёжного дела” с прямой сменой министра иностранных дел Сергея Лаврова и президента РФ Владимира Путина», – отмечает политолог Алексей Мухин.

Японские аналитики правы в одном – нынешнее руководство России на передачу островов Японии никогда не согласится. Во-первых, там сразу же появятся американские военные базы и ракетные комплексы. Напомним, что в соответствии с Договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности от 1960 года США имеют полное право размещать военные базы и военный контингент в любом месте на территории Японии. И даже во время многолетних переговоров Токио, хотя бы для проформы, никогда не гарантировал нейтрального и внеблокового статуса островов.

Во-вторых, передача даже одного острова откроет для России настоящий ящик Пандоры, ведь желающих получить частичку нашей территории вокруг предостаточно.

«Простой пример: договор о границе с Эстонией до сих пор не ратифицирован из-за позиции официального Таллина. Так, в 2019 году спикер эстонского парламента обратился к Москве с требованием вернуть “аннексированные территории”, подразумевая часть Псковской и Ленинградской областей. Сегодня попытка Японии “вернуть северные территории” является посягательством на территориальную целостность Российской Федерации, а также грубым нарушением недавно принятых поправок в Конституцию РФ», – напоминает Сергей Судаков.

Но о таких «мелочах», как российская Конституция (не говоря уже об исторической справедливости) ни японские власти, ни «лидеры мнений», полностью подчинившиеся агрессивной американской повестке, похоже, не думают. Вместо этого они лелеют прожекты о некоем международном давлении и смене власти в России, после которого все их мечты осуществятся. Но, может быть, в Токио в лучших исторических традициях надеются, что в России к власти придут камикадзе?