Войти в почту

«Сухой» «МиГ»: Русские истребители 6-го поколения удивят мир или залягут "под сукно"?

Знаменитые российские брэнды «Сухой» и «МиГ», позабыв про извечную конкуренцию на рынке самолётостроения, готовы объединить усилия для создания истребителя шестого поколения. Об этом заявил и индустриальный директор авиационного комплекса госкорпорации «Ростех» Анатолий Сердюков, и заместитель директора Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Илья Тарасенко, активно обсуждают эту тему в российских и иностранных СМИ. Эксперты утверждают, что страна, которая первой создаст истребитель шестого поколения, получит военное превосходство. О намерениях выпускать истребитель следующего поколения заявила не только Россия, подобные разработки производятся также в Соединенных Штатах, Китае, Великобритании, Италии, Швеции, Японии, Германии, Испании, Франции и в Тайване. Все они добились определенного успеха в создании реактивного самолёта будущего. При этом истребители пятого (уже «устаревшего»?) поколения есть пока лишь у США – F-22 и F-35, России – Су-57 и Китая – J-20 и J-31 (в стадии испытаний). Все они обладают как рядом преимуществ, так и недостатков – одни в большей степени «невидимки», другие более скоростные и маневренные. Российская «пятерка» Су-57, который должен был прийти на замену истребителям МиГ-29 и Су-27, в серийное производство пока так и не пошёл. Планы по постройке 67 таких самолётов для ВКС России сорвались из-за катастрофы испытуемого истребителя в конце 2019 года. Вероятно, что производство всё-таки возобновится в полном объёме и заявленное количество Су-57 будет поставлено в Вооруженные силы РФ, при этом Минобороны не форсирует события и не требует скорейшей реализации планов. Этому есть несколько причин. Во-первых, в ВВС пока удовлетворены имеющимися в наличии истребителями, модернизированными до состояния 4++, которые вполне могут составить конкуренцию в небе тем же американским F-35. Это и Су-35С с управляемым вектором тяги (как переходная модель между Су-27 и Су-57), и МиГ-29СМТ, который называют неустаревающим благодаря модернизации и новым ракетам, и высотный перехватчик МиГ-31БМ, и многофункциональные истребители Су-30СМ. То есть сдерживать супостата в небе пока есть чем. Во-вторых, военные лётчики хотят получить от производителя уже «доведенный до ума» истребитель, в том числе с новыми, а не переходными, двигателями. В-третьих, ВВС ждут более совершенного истребителя, который бы соответствовал современным требованиям к боевой авиации. Такой перспективный истребитель, который можно будет причислить уже к шестому поколению, по мнению экспертов должен обладать рядом особенностей. К ним причисляют способность выполнять боевые задачи как с помощью человека, так и без него, наличие радиофотонных радаров, передвижение на гиперзвуковых скоростях и возможность летать в околоземном пространстве – ближнем космосе. Предполагается и его оснащение лазерным оружием. То есть истребитель шестого поколения будет стремиться превзойти возможности уже существующих боевых самолётов пятого поколения. О планах по разработке «шестерки» ПАО «Компания «Сухой» сообщала ещё в 2016 году, когда «пятёрка» Су-57 ещё имел весьма смутные перспективы. Не стояли на месте и инженеры конструкторского бюро «МиГ», которые на авиасалоне МАКС-2015 представили самолёт известный как «изделие 1.44» – многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ). По словам авиаконструктора Ованеса Микояна, принимавшего непосредственное участие в его создании, новый истребитель мог получить название МиГ-35. Однако в итоге МФИ сняли с «дистанции», а многофункциональным истребителем МиГ-35 стал результат глубокой модернизации боевых самолётов МиГ-29М/М2, первые из которых поступили на вооружении ВВС в 2019 году. Говоря о нынешних планах по консолидации активов «Сухого» и «МиГ» в единое военно-авиационное подразделение, которое находится пока в стадии оперативной трансформации (по словам замдиректора ОАК Тарасенко), можно вспомнить и судьбу МФИ. Его история и уникальна, и драматична одновременно. Забегая вперед, отметим, что «изделие 1.44» стало жертвой конкурентной борьбы между двумя отечественными производителями боевых самолётов, когда в итоге приоритет получило «изделие Т-50» (Су-57), а «мигаря» спрятали под сукно. Работы над созданием этого истребителя начались даже раньше, чем над потенциальным американским конкурентом F-22 Raptor (первые испытания начались ещё в 1986 году на полигоне НИК ВВС под Актюбинском). Американец вовсю летает (уже и его производство прекратили, дав дорогу F -35), а российский МФИ поднимался в небо лишь единственный раз, 29 февраля 2000 года. Боевую воздушную машину, долгие годы считавшуюся супер-секретной, практически никому не показывали, а в последние годы она вообще пылится под чехлом на аэродроме ЛИИ им. М.Громова. Летчик-испытатель, Герой России Владимир Горбунов, единственный пилот поднимавший МФИ в небо, до сиих пор хранит «военную тайну» и практически ничего об этом самолёте не рассказывает. «Изделие 1.44» разрабатывалось по формуле трёх «С»: скорость, скрытность и сверхманёвренность. Несмотря на то, что характеристики держались в секрете, было известно, что он мог развивать скорость до 2900 км/ч и держать крейсерскую сверхзвуковую скорость. Высота полёта истребителя, оснащённого двумя двигателями московского АО «Люлька-Сатурн» (ПАО «ОДК_Сатурн»), могла достичь 20 000 километров. По боевым характеристикам МФИ мог противостоять в воздушном бою десяти самолётам противника. Истребитель считался малозаметным – технологии покрытия, поглощающие волны радаров, позволяли ему «маскироваться» не хуже, а то и лучше, чем американским «невидимкам» F-22. Трансформации на МФИ подверглось и размещение вооружения – на нём не было привычных подвесок для бомб и ракет. Всё оружие спрятано внутри корпуса тяжелого истребителя. Прорабатывался даже вариант грузоотсека в верхней части фюзеляжа, образно говоря, на крыше самолета, что могло облегчить пуск ракет по вышелетящим целям и при маневрах с перегрузкой. Но из-за достаточно большого веса ракет от идеи пришлось отказаться – потребовались бы специальные краны при перезарядке на аэродроме. В итоге отсек вооружения разместили в привычной нижней части фюзеляжа, но в закрытом корпусе. Должен был получить МФИ и РЛС нового поколения с фазированной антенной решёткой – намного эффективнее обычных РЛС с поворотным зеркалом антенны. Новинкой была и антенна «заднего вида», позволяющая обнаружить цели в задней полусфере и дать целеуказание ракетам, в том числе и с обратным стартом – запускаемыми в противоположную сторону от курса истребителя. – Он хорошо летал, отменно показывал себя в полёте, у этого истребителя должно было быть прекрасное будущее. Тем более, что самолёт уже ждали в войсках, – рассказывал авиаконструктор Ованес Микоян. – Однако финансирование свернули – времена для ВПК в начале 1990-х были не лучшими. Уходили ведущие специалисты, деньги растворялись непонятно где. МФИ, по сути, были вынуждены законсервировать. А потом предпочтение отдали другому истребителю – Т-50. Результат вы знаете – МФИ не летает, да и поставки в войска Су-57 так и не начались. Возможное объединение усилий «Сухого» и «МиГ» вполне может привести к созданию российского истребителя шестого поколения – с учётом предыдущего опыта каждой компании. Это не означает, что попытаются скрестить змею и ёжика, получив в итоге моток колючей проволоки, а возьмут от каждой предыдущей модели Су и МиГ всё самоё лучшее. Су-57, например, уже научился взаимодействовать с беспилотником С-70 «Охотник», что является непременным условием для истребителя следующего поколения, пилот которого будет направлять БПЛА в районы, где сам не сможет безопасно перемещаться. У имеющегося на вооружении ВКС России модернизированного истребителя-перехватчика МиГ-31БМ скорость составляет более 3 тысяч километров в час, с возможностью подниматься на высоту более 25 тысяч километров. Разрабатываемый ему на смену МиГ-41 (поступления в войска ожидаются в 2025 году) предполагаемая скорость будет 4500 км/ч и он сможет сбивать спутники и баллистические ракеты в ближнем космосе. Можно «извлечь из сундука» и упомянутое «изделие 1.44», в котором было заложено много чего инновационного. В общем, тандем «Сухой» плюс «МиГ», в состоянии именно совместными усилиями заложить основу для последующего производства истребителя шестого поколения для российских ВКС. Сократится и время, и расходы на финансирование «истребителя будущего».

«Сухой» «МиГ»: Русские истребители 6-го поколения удивят мир или залягут "под сукно"?
© Свободная пресса