Сверхзвук опять в моде 

Сверхзвук опять в моде
Фото: Аргументы Недели
Принято решение создать центр сверхзвуковой авиации. Там будут разрабатывать сверхзвуковой гражданский самолёт (СГС). Когда мы его увидим в железе, спрогнозировать трудно, почти невозможно, не стоит сейчас Лаврентий Павлович с дамокловым мечом за спиной учёных, конструкторов и директоров предприятий. На верхушке пирамиды — случайные личности типа Слюсаря, без профильного образования. Как они управляют авиастроительной и космической отраслями, мы знаем. Долг банкам (ОАК) превысил астрономические полтриллиона рублей. Но лиха беда начало — наработки по сверхзвуковой тематике у  самые передовые, если не сказать уникальные. А вот как «слюсари» ими воспользуются, скоро увидим.
ВОТ как охарактеризовал новость о создании центра сверхзвуковой авиации заслуженный авиаконструктор России :
«Поздравляю с образованием центра сверхзвуковой авиации! Уверен, что наши конструктивные решения и достижения, принятые и реализованные при создании туполевских сверхзвуковых самолётов в 70-е годы, найдут воплощение в современных СПС, в том числе и осесимметричный воздухозаборник, разработанный мной со товарищи (Туполев А. А., Близнюк В. В., Пухов А. Л., Калыгин И. С. и др.) в те далёкие годы при создании сверхзвукового пассажирского самолёта».
Сегодня ясно, что для начала нужен компактный административный самолёт, значительно уступающий по размерам первенцу отечественной и мировой сверхзвуковой пассажирской авиации Ту-144, который в максимально плотной компоновке салона был способен принять на борт до 150 пассажиров. В более привычной сегодня терминологии — сверхзвуковой бизнесджет. В СССР и России пассажирский сверхзвук застолбило за собой ОКБ Туполева. Вот что рассказывает авиаконструктор Игнатов:
— По теме СПС-2 (сверхзвуковой пассажирский самолёт второго поколения) я работал над новым воздухозаборником. Предыдущий воздухозаборник на Ту-144 был 8 метров в длину — куда это годится? Но иначе не получалось стабилизировать воздушный поток. А если в двигатель поток идёт неравномерный, то теряется тяга. А у нас получился лёгкий, изящный, компактный и работоспособный. Он изменяет геометрию внутреннего проходного сечения для доступа воздуха в двигатель в зависимости от скорости полёта. Внутри него раскрывался как бы зонтик, одновременно выдвигаясь конусом вперёд. Ни у кого такого не было и нет. Наш осесимметричный воздухозаборник стабилизирует поток на очень коротком расстоянии.
Для полётов на сверхзвуке это один из самых ответственных элементов самолёта. Из-за срыва потока воздуха в воздухозаборники двигателей погиб в 1973 году во время демонстрационного полёта на авиасалоне в  Ту‑144. Экипаж превысил угол атаки, задрал нос лайнера, и двигатели на «голодном пайке» потеряли мощность. Первопричина катастрофы была, как известно, другой, чаще всего называют французский истребитель «Мираж», у которого была задача снять Ту-144 со всех ракурсов. Он оказался на встречном курсе, и нашим пилотам, которых об этом никто не предупредил, в наборе высоты ничего другого не оставалось, как взять штурвал на себя. По правилам тот, кто летит от Солнца, чтобы разойтись в небе, уходит выше, а встречный, которого слепит светило, — ниже. Пилоты Ту-144 взяли траекторию покруче, срыв потока, переход в пике, попытка исправить положение, недопустимая пятикратная перегрузка, отрывается левая консоль крыла… Самолёт рухнул на жилые районы городка Гуссенвиль, на земле было множество раненых, погибли восемь человек и весь экипаж — шесть авиаторов.
То есть можно констатировать факт — задел для создания «суперсоников», как на Западе называют сверхзвуковые пассажирские самолёты, у нас есть. Туполевцы тему никогда не бросали. , , самарское ОКБ Н. Д. Кузнецова ей тоже занимались по мере сил, делались и продувались модели, рассматривались концепции.
Например, по теме СПС-2 в высокой степени проработки на  существовал целый ряд вполне жизнеспособных проектов начиная с начала 1970‑х и до последнего времени. Ещё в 1976-м работы были подкреплены постановлением правительства страны.
Желание президента — закон!
Откуда ноги растут у нового Центра? В январе 2018 г. во время посещения президент России , заворожённый красивым демонстрационным полётом сверхзвукового стратегического ракетоносца Ту-160, предположил, а почему бы на его основе не создать и сверхзвуковой пассажирский самолёт? И вот спустя два года пожелание оформлено и начинает долгую дорогу к результату. Естественно, переоборудовать в пассажирский вариант Ту-160 никто не собирается, это просто невозможно. Значит, работа пойдёт с нуля, с учётом существующего конструкторско-технологического задела.
был объявлен конкурс на разработку сверхзвукового гражданского самолёта — СГС. Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК) от него отодвинули, видимо, сказали «не лезь». В конкурсе участвовал знаменитый Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ). Знаменитый на весь мир институт ещё в рамках выступил инициатором создания научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Сверхзвук» — консорциума ведущих научных, образовательных и промышленных предприятий. Но в итоге реализацией этой программы будет заниматься НИЦ им. Н. Е. Жуковского.
Как сообщала ещё в июне пресс-служба Научно-исследовательского центра, Институт им. Н. Е. Жуковского (далее — Центр) приступил к выполнению научно-исследовательской работы «Комплексный научно-технологический проект разработки научно-технического задела в обеспечение создания сверхзвуков