Войти в почту

Superjet для Interjet: перспектива или безысходность?

13 мая Владимир Путин провел совещание по вопросам поддержки авиационной промышленности и авиаперевозок. В рамках совещания прозвучал ряд очень здравых тезисов, прежде всего, о необходимости комплексных мер для снижения стоимости летного часа для всех авиаперевозчиков, поскольку только так можно сохранить цены на билеты на уровне платежеспособного спроса пассажиров. Прозвучала и необходимость поддержки базы отрасли, а именно, предприятий самолетостроения. При этом, как сообщил Первый канал телевидения, «в условиях пандемии мексиканская компания »Интерджет« приземлила весь свой флот, за исключением »Суперджетов". Из этого тезиса делается вывод о том, что в условиях падения объемов перевозок повышается спрос на самолеты меньшей размерности, то есть, по идее, для самолета SSJ 100 открываются новые возможности. Однако... К сожалению, пример мексиканской компании Interjet был истолкован совершенно неправильно. История эксплуатации SSJ 100 в авиакомпании Interjet могла бы стать историей успеха, но из-за отсутствия должной послепродажной поддержки и ряда других проблем она превратилась в историю неудач. На протяжении 2018-2020 гг. число эксплуатируемых SSJ 100 в компании Interjet неуклонно снижалось. Как пишет мексиканский сайт A21, базируясь на данных сайта Flightradar24, один SSJ 100 последний раз эксплуатировался в феврале 2020 г. Пять самолетов прекратили полеты в 2019 г. (два в августе и по одному в марте, феврале и январе). А в 2018 г. остановилась эксплуатация 12 самолетов (четырех в сентябре, по два — в июне и мае, по одному в декабре, октябре, августе и апреле). Наконец, самолет SSJ 100 с номером XA-PBA не эксплуатируется с октября 2015 г., когда в международном аэропорту Мехико он был поврежден при буксировке в результате столкновения с телетрапом. Его собирались отремонтировать, но не сложилось. Таким образом, к разгару кризиса авиаперевозок в парке Interjet на крыле оставалось всего три из 22 самолетов SSJ 100, их регистрационные номера XA-PPY, XA-VAS и XA-VER. Более того, еще четыре машины из числа нелетающих арестованы мексиканской налоговой службой (Servicio de Administración Tributaria). Проблемы с налоговой у Interjet продолжаются с прошлого года. В прошлом августе компания решительно опровергала публикацию Bloomberg о своем техническом банкротстве. Парк утек Что касается цитаты из Первого канала «приземлила весь свой флот», это тоже не вполне корректная формулировка. Кроме простаивавших SSJ 100, которые находятся в финансовом лизинге, флот Interjet прежде насчитывал 46 самолетов Airbus A320-200, семь A320neo, шесть A321 — 200 и семь A321neo, все они были в операционном лизинге. Из этих 66 самолетов с начала года 59 истребованы лизингодателями, которые обеспокоены финансовым состоянием Interjet, вероятнее всего, отсутствием пладежей. Interjet утверждает, что вернет эти самолеты обратно, когда для этого будут подходящие условия, но как минимум два самолета уже сменили регистрационные номера. Так что в распоряжении Interjet осталось всего шесть A320-200 и один A321neo. Именно их и «приземлила» авиакомпания, вероятно, чтобы минимизировать страховые выплаты. Для обслуживания шести направлений, оставшихся в расписании Interjet, в принципе, вполне достаточно трех SSJ 100. Впрочем, по информации A21, некоторые из этих рейсов были отменены, а еще несколько раз выполнялась замена на самолеты Airbus. Вопросы состоятельности Перспективы Interjet остаются туманными. Компания опровергает сообщения об инициировании процедуры банкротства. При этом в конце апреля агентство по защите прав потребителей Profeco (Procuraduría Federal del Consumidor) предупредило о том, что у компании Interjet нет подтверждений того, что она способна выполнять свои обязательства перед пассажирами и партнерами — это касается как возвратов билетов по электронным ваучерам, так и обещаний вернуть самолеты от лизингодателей. Также в апреле IATA приостановила участие Interjet в системе взаиморасчетов BSP, что обнулило действие всех интерлайн-соглашений и возможности партнерских продаж билетов на рейсы Interjet. Вероятно, люди, которые информировали (или дезинформировали?) президента о компании Interjet, даже не задумались о том, что если бы эта авиакомпания работала в России, наши авиационные власти уже давно отозвали бы ее сертификат эксплуатанта, не дожидаясь банкротства. История неудач В текущей ситуации тяжелый кризис переживают все авиакомпании мира, но Interjet выполняет полеты на SSJ 100 в состоянии почти полной безысходности, а ее проблемы начались задолго до кризиса. Напротив, кризис помог Interjet быстро избавиться от избыточного флота, вероятно, избежав при этом штрафных санкций со стороны лизингодателей. Изначально авиакомпания Interjet позиционировалась как низкотарифный перевозчик, ориентированный в основном на внутренние перевозки, и самолет SSJ 100 в одноклассной компоновке на 93 кресла хорошо подходил к требованиям компании. К началу коммерческой эксплуатации SSJ 100 в сентябре 2013 г. Interjet готовилась чрезвычайно тщательно — в течение двух месяцев авиакомпания выполняла на двух самолетах технические рейсы по своей маршрутной сети, отлаживая все вопросы эксплуатации и технической поддержки. К тому же на период гарантийного обслуживания действовал промежуточный склад запчастей во Флориде, куда было удобно быстро доставлять необходимые компоненты трансатлантическими рейсами из Европы. Так что на первых порах все действительно выглядело, как история успеха, язвительные комментаторы попрекали «Аэрофлот» примером бесперебойной эксплуатации SSJ 100 в Мексике, а заказ Interjet на 30 самолетов выглядел вполне обоснованным. Который, кстати, так и остался незавершенным, как и многие другие заказы на SSJ 100. Также невыполненными остались планы создать собственный технический центр, поставить полнопилотажный тренажер и развернуть в Мексике производство компонентов и начать поставки модернизированных самолетов. Со временем в эксплуатации SSJ 100 по разным причинам происходили досадные сбои. В декабре 2016 г. из-за обнаружения трещин в креплении пояса стабилизатора весь парк SSJ 100 был остановлен для проведения инспекций, необходимый ремонт был проведен на 11 из 22 самолетов Interjet. В сентябре 2018 г. оператор после ряда проблем с эксплуатацией SSJ 100 принял решение сократить их парк до семи самолетов, поскольку их эксплуатация приносит менее 10% доходов перевозчика. Это привело к сокращению около 500 работников авиакомпании. По итогам 2018 г. Interjet перевезла 13,8 млн пасс. (третье место среди мексиканских авиакомпаний), рост по сравнению с 2007 г. составил 12%. На внутренних линиях число пассажиров составило 10,1 млн (+5,7%), на международных — 3,7 млн (+33,9%). При этом рост производственных показателей был достигнут за счет дальнейшего ухудшения финансового состояния. В 2018 г. операционные убытки Interjet достигли 147 млн долл., тогда как в 2017 г. они составили только 9,7 млн долл. В январе 2019 г. из-за проблем с парком SSJ 100 гендиректор Interjet Хосе Луис Гарса был отправлен в отставку, на его место пришел Уильям Шоу, который успешно руководил ультралоукостером Viva Air в Колумбии. На встрече с работниками Interjet он заявил, что «к его приходу пациент был уже мертв», чем немало их встревожил. Шоу начал агрессивно превращать Interjet в ультралоукостера с крайне высокой интенсивностью полетов. В рамках новой стратегии упор был сделан на еще более быстрый рост, который позволял привлекать финансирование. Как отмечают наблюдатели, после отставки Хосе Луиса Гарсы эпоха SSJ 100 в Interjet завершилась. В марте 2019 г. FlightGlobal опубликовал сообщение о том, что Interjet ведет переговоры с производителем о возврате самолетов, но компания ГСС выступила с опровержением. В октябре 2019 г. агентство Reuters сообщало о том, что Interjet и Airbus близки к заключению соглашения о приобретении 12 самолетов A220 для замены флота SSJ 100. А в январе 2020 г. Interjet сообщила A21, что постоянное обновление ее парка подразумевает прекращение «использования самолетов других типов кроме Airbus». В ответ на планы Interjet по отказу от эксплуатации SSJ 100 портал A21 процитировал заявление компании «Гражданские самолеты Сухого» (сейчас — филиал «Региональные самолеты» ПАО «Корпорация Иркут») о том, что за Interjet в рамках программы SSJ 100 значатся определенные долги перед банками, кредитными агентствами по экспорту и другими поставщиками. По итогам 2019 г. Interjet обслужила 15,2 млн пасс., коэффициент коммерческой загрузки составил 85% (+4,1 п.п. к предыдущему году). Однако финансовое состояние авиакомпании, судя по всему, еще более ухудшилось. В I кв. 2019 г. ее потери превысили 22,5 млн долл., что немного лучше по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. (25,9 млн долл.), но после этого Interjet вообще перестала публиковать финансовую отчетность. По состоянию на апрель 2020 г. только за топливо долги компании оцениваются в 350 млн долл. Вопросы сервиса Как показывает практика бизнеса воздушных перевозок, стратегия быстрого увеличения рыночной доли в ущерб доходности рано или поздно схлопывается, так что нынешний кризис, как ни странно, пришелся Interjet весьма кстати — она смогла вернуть избыточный емкости лизингодателям. Впрочем, их финансовые отношения остаются закрытыми — вполне вероятно, за компанией остались значительные долги. История с самолетами SSJ 100 в авиакомпании Interjet в очередной раз подчеркивает, насколько важна послепродажная поддержка самолета, которую не могут компенсировать никакие самые выгодные условия продажи. Как отмечает один из технических специалистов, в числе факторов, которые позволили компании Airbus примерно 20 лет назад выйти на паритетные позиции в конкурентной борьбе с Boeing, немаловажную роль сыграла послепродажная поддержка, которую Airbus оказывал и продолжает оказывать не только самолетам купленным у него напрямую с завода, но и самолетам, приобретенным на вторичном рынке. Как показывает пример Interjet и многих других авиакомпаний, российские производители пока не научились оказывать должную поддержку и самолетам, приобретенным напрямую. 21 мая газета «Ведомости» сообщила, что по итогам совещания у Владимира Путина правительство готовит беспрецедентные меры для стимулирования продаж самолетов SSJ 100 — планируется выдать госгарантии на 139,6 млрд руб. лизинговым компаниям по кредитам, привлекаемым на закупку 59 российских самолетов SSJ100. Безусловно, это очень правильные меры. Однако хорошо бы еще принять меры по технической поддержке самолетов, иначе государственные деньги будут освоены, деньги авиакомпаний, которые получат эту радость, будут потрачены, а самолеты так и останутся фикцией. На графике в газете «Ведомости» парк Interjet насчитывает 22 самолета SSJ 100. По факту, их всего три. Но об этом президенту не сказали.

Superjet для Interjet: перспектива или безысходность?
© Aeroo.ru