В мире
Новости Москвы
Политика
Общество
Происшествия
Наука и техника
Шоу-бизнес
Армия
Статьи

Мечта о небе. Стремительный полет жизни авиатора Екатерины Слобоженко

Екатерина Афанасьевна Слобоженко была универсальным авиаспециалистом — пилотом, бортмехаником и бортрадистом. За отличное владение авиационной техникой она была награждена орденом «Знак почета» (1937) и нагрудным знаком «За налет» в 1941 году, когда сумма преодоленных ею расстояний достигла 300 000 километров. Екатерина Слобоженко погибла в декабре 1942 года при выполнении боевого задания в составе экипажа Московской авиагруппы особого назначения. Ей было чуть больше 30 лет.

Мечта о небе. Стремительный полет жизни авиатора Екатерины Слобоженко
Фото: Mos.ruMos.ru

В Музее истории района хранятся личные вещи Екатерины Слобоженко, переданные родственниками летчицы. О ее трудовом и боевом пути — в совместном материале mos.ru и агентства «Мосгортур».

Видео дня

Путь к небу

Екатерина Афанасьевна Слобоженко родилась в в 1911 году. После окончания семилетней школы в 1929 году будущая летчица вела активную работу по коллективизации и ликвидации малограмотности среди крестьян в одной из деревень Киевской области.

Ее юность пришлась на 1930-е годы — расцвет авиации. Советский Союз вышел в мировые лидеры по производству гражданских и военных самолетов. Профессия летчика стала одной из самых престижных. Многие советские юноши и девушки грезили о небе — одной из них была и Екатерина Слобоженко, тогда просто Катя. Еще работая в деревне, она решила научиться летать во что бы то ни стало.

В 1931 году заветная мечта осуществилась — по направлению от колхоза «Искра» девушка поступила в Харьковский авиационный техникум. После его успешного окончания в 1935 году Слобоженко начала работать авиатехником в Московском центральном аэропорту на Ходынском поле — в агитэскадрилье имени А.М. Горького.

Эскадрилья обслуживала важнейшие политические и хозяйственные правительственные кампании. Страна в это время еще не была полностью радиофицирована, сотни больших и малых населенных пунктов находились вдали от дорог, пригодных к круглогодичной эксплуатации, а воздушным суднам был доступен любой уголок Советского Союза. Самолеты развозили по огромной стране докладчиков — журналистов, ученых, представителей крупных заводов. Они встречались с жителями и рассказывали об итогах первой пятилетки, планах и ходе второй.

Эскадрилья имени Горького

В 1932 году страна готовилась широко отмечать 40-летие литературной деятельности Максима Горького. Журнально-газетное объединение не могло обойти это событие стороной. По инициативе главного редактора журнала «Огонек» в сентябре 1932 года начался всенародный сбор средств на постройку агитсамолета «Максим Горький». В газете «Вечерняя Москва» появилось объявление следующего содержания:

«Успехи нашей авиации и самолетостроения разрешают нам приступить к созданию гигантского самолета, самолета-агитатора. Такой самолет может создать и создаст только страна трудящихся».

Комитет по постройке самолета возглавил сам Кольцов. В процессе разработки стало очевидно, что одному «Максиму Горькому» не справиться со всеми агитационными делами. Поэтому по инициативе журналистов в январе 1933 года Всесоюзным комитетом было принято решение создать специальную агитэскадрилью имени писателя. Днем рождения эскадрильи считается 17 марта 1933 года — день выхода постановления о ее создании.

Вскоре редакции газет и журналов получили право давать самолетам свои названия. Менее чем через два месяца после приказа о формировании агитэскадрильи, 6 мая 1933 года, на центральном аэродроме выстроились самолеты АНТ–14 «Правда», У–2 «Комсомольская правда», К–5 «Огонек», АНТ–9 «Крокодил», Сталь–2 «Известия» и дирижабль В–3 «Красная звезда».

Эскадрилья получала задания от наркоматов страны, ЦК отраслевых профсоюзов, центральных газет и издательств. У нее не было постоянных трасс, самолеты летали во все районы страны. Посадки и взлеты совершались у фабрик и заводов, в колхозах, в тайге, у рыбацких поселков.

Среди командиров самолетов эскадрильи были выдающиеся летчики Иван Михеев, , Фабио Фарих. В их числе была и Валентина Гризодубова, которая вместе с бортмехаником Екатериной Слобоженко установила несколько мировых рекордов.

Лучшие подруги

Прославленная советская летчица и первая женщина, удостоенная званий «Герой Советского Союза» и «Герой Социалистического Труда», Валентина Гризодубова служила в агитэскадрилье в 1934–1935 годах. Жители отдаленных сел и деревень с восторгом встречали «железную птицу» и удивлялись вдвойне, видя, что управляет чудо-техникой женщина.

Сначала Екатерина Слобоженко была авиатехником у Валентины Гризодубовой. Вскоре она начала летать вместе с ней, став бортмехаником экипажа, которым командовала Валентина. Постепенно женщины стали не только коллегами, но и настоящими подругами. Свою дочку, родившуюся в 1936 году, Слобоженко назвала в честь подруги. Маленькая Валя отправлялась в полеты вместе с мамой. Члены экипажа любили девочку и называли ее по-домашнему — Пупсом.

Гризодубовой и Слобоженко принадлежат мировые рекорды по скорости и высоте среди женщин. 9 октября 1937 года, проходя на гидросамолете УТ-2 маршрут Лихоборы — Икша — Лотки — Лихоборы, они разогнались до 200 километров в час. Спустя несколько дней на том же воздушном судне командир и бортмеханик установили рекорд по высоте полета, набрав 3267 метров.

Без отрыва от работы Екатерина Слобоженко не только стала мамой, но и окончила Дзержинский аэроклуб в Нижегородской области по курсам пилотов и бортрадистов (1937–1939). Учреждение считалось одним из самых сильных в стране. После окончания учебы Слобоженко получила сразу три специальности: пилот, бортмеханик и бортрадист. Это было большой редкостью.

Группа особого назначения

С наступлением Великой Отечественной войны вся гражданская авиация начала работать на нужды фронта. Гражданский воздушный флот (ГВФ) уже в первые дни войны был переведен в подчинение Народного комиссариата обороны. Он выполнял самые разные задания — авиаторы доставляли десантников на линию фронта и в тыл врага, специальные грузы партизанам, боеприпасы, вывозили раненых и многое другое.

На основе ГВФ начали формировать особые авиационные группы. Екатерина Слобоженко была переведена в МАГОН — Московскую авиагруппу особого назначения, которая стала выполнять боевые задания одной из первых. Здесь собрались самые подготовленные летчики и техники страны.

Группа внесла огромный вклад в разгром немецких войск под Москвой. В ходе оборонительных боев в период с октября по декабрь 1941 года было выполнено более трех тысяч вылетов на линию фронта, переброшено свыше 12 тысяч бойцов и офицеров, доставлено множество боеприпасов и медикаментов.

Во время блокады Ленинграда авиагруппа несколько раз в день совершала вылеты в осажденный город: летчики ежедневно перевозили жизненно важные грузы, эвакуировали детей, женщин, больных, а также квалифицированных рабочих оборонных заводов.

Летом 1942 года в решающем бою за Севастополь бойцам Советской армии необходимо было срочно доставить боеприпасы и продовольствие. Верховное главнокомандование эту важную миссию поручило Московской авиагруппе особого назначения. Всего за 10 дней было выполнено более двухсот вылетов с доставкой, эвакуировано более двух тысяч раненых солдат и офицеров.

Последний рейс

Екатерина Слобоженко погибла вместе с экипажем при выполнении боевого задания 22 декабря 1942 года, выполняя рейс по маршруту Москва — Свердловск. На борту самолета находилась секретная почта. Из архивных документов Гражданского воздушного флота об этом рейсе известно следующее:

«19 декабря 1942 года самолет Ли-2 Л-3903 с экипажем в составе командира корабля пилота II класса В.В. Исаева, второго пилота А.И. Валевича, бортмеханика Г.И. Кобылкина, бортрадиста Е.А. Слобоженко и пилота-инструктора Свердловского аэропорта Н.А. Королькова распоряжением ЦДС ГУГВФ был назначен в рейс по маршруту Москва — Свердловск. После посадки самолета в Казани рейс был прерван до 22 декабря 1942 года из-за нелетной погоды».

Экипаж вылетел в Свердловск из Казани утром 22 декабря. Через один час 26 минут пилот Исаев запросил по радио прогноз погоды, а еще через 20 минут — разрешение на посадку на аэродроме Янаул из-за сильного обледенения самолета. Слой льда на фюзеляже толщиной в три сантиметра сильно утяжелил его, сделал неповоротливым. Пилот при посадке не смог справиться с управлением.

Екатерина Слобоженко похоронена в городе Янаул Республики Башкортостан. После гибели подруги полковник Валентина Гризодубова помогала семье Слобоженко до конца своей жизни.