Войти в почту

Военно-транспортный блицкриг

Военно-транспортная авиация ВКС России в последние недели весомо подтвердила своё право на существование. Ан-124 «Руслан» слетал с грузом гуманитарной помощи в США, 15 самолётов Ил-76 перебросили в Италию целую группировку представителей войск РХБЗ (радиационной, химической и биологической защиты) вместе с техникой и спецсредствами для борьбы с коронавирусом, 11 полётов с аналогичными целями осуществлено в Сербию. Ан-124 летел в Нью-Йорк с двумя посадками на дозаправку. Значит, был загружен полностью. В полупустом варианте долетел бы напрямую. Очередной блестящий выход наших военных лётчиков на международную арену с благородной гуманитарной миссией. Нужен ли России сверхтяжёлый транспортный самолёт с большой дальностью? Вопрос риторический – конечно, нужен, и сегодняшний день это показывает. И Сирия, к слову, тоже. Другое дело, что Ан-124 строил весь Советский Союз. Но ресурс самолётов, стоящих на вооружении ВТА ВКС России, не бесконечен. Летающих Ан-124 у военных 9, по некоторым данным, и того меньше. Полтора десятка на хранении. Значит, надо создавать новую машину? Рассчитывать можно исключительно на свои силы, потому, что в международной кооперации стратегические военно-транспортные самолёты межконтинентальной дальности строить нельзя, в любой момент «партнёры» могут создать проблемы в производстве и эксплуатации. Ещё один немаловажный момент: перспективному сверхтяжёлому транспортнику потребуется авиационный двигатель соответствующей мощности, с тягой не меньше 30 тонн. Такого двигателя Объединённая двигателестроительная корпорация предложить не может. Работы над перспективным двухконтурным турбовентиляторным двигателем сверхбольшой мощности ПД-35, с тягой на взлётном режиме от 33 до 40 тонн, ведутся в Перми, но в серийном производстве он появится не раньше 2028 года. То есть опять опаздываем. При этом проекты двигателей большой тяги, до 44 тонн, уже в конце 80-х были подготовлены в Самаре на нынешнем ПАО «Кузнецов». Развал СССР не позволил довести начатое до практического воплощения. Для сравнения: самый мощный в мире двигатель американской компании «Дженерал Электрик» GE90-115B выпускается с 1995 года, показал тягу без малого 57 тонн, его ставят на «Боинг-777». Но наследник Ан-124 всё же будет – «Слон» или «Ермак», их модели уже тестировали в аэродинамических трубах ЦАГИ. Возможно, в работу возьмут достаточно хорошо проработанный проект КБ «Ильюшин» Ил-106. Но возникает вопрос – потянет ли экономика создание этих сложных и безумно дорогих в разработке и производстве самолётов исключительно в интересах Вооружённых сил? Не факт. Значит, надо планировать выпуск коммерческих версий. Впереди пока туман. Надо признать, военно-транспортная авиация сегодняшней России практически в разы уступает возможностям советского периода. В 1992 году тяжёлых транспортных самолётов Ил-76 в войсках было 435. Сегодня – около сотни. Постепенно модернизируются ранее построенные тяжёлые Ил-76МД, в Ульяновске организовано производство осовремененной версии самолёта Ил-76МД-90А, первые машины переданы заказчику. Так что без тяжёлых транспортных самолётов Воздушно-космические силы не останутся. Нельзя без них! Ан-124 «Руслан» Самолёт совершил первый полёт в 1982 году. Через пять лет серийные машины стали поступать в войска, а ещё через два года в 566-м военно-транспортном авиационном полку 12-й авиационной дивизии было уже 28 этих гигантов. Всего было построено 56 самолётов, по большей части на серийном заводе в Ульяновске. Единичные экземпляры достраивались из задела вплоть до 2004 года. Говорят, оснастку и стапели для их производства демонтировали. Уникальный тяжеловоз сегодня оказался яблоком раздора между Россией и Украиной – конструкторская документация принадлежит ГП «Антонов», и Киев всячески педалирует эту тему. Но после 2014 года конструкторское сопровождение российских Ан-124 ведёт «Ильюшин», а техническое обслуживание и модернизацию самолёты проходят на ульяновском «Авиастар-СП». С двигателями Д-18Т тоже есть проблемы, их делали на предприятии «Мотор Сич» в Запорожье. Аналогов подходящей мощности, с тягой почти 24 тонна-сил, в России не выпускают, поэтому вся надежда на своевременный и качественный ремонт тех, что находятся в эксплуатации. На планах «Мотор Сич» создать двигатели Д-18 нового этапа со значительно улучшенными характеристиками и тягой под тридцать тонн поставила крест политическая ситуация на Украине. Модернизированные версии самолёта способны перевозить грузы до 150 тонн. С грузом 120 тонн Ан-124 летит на дальность 5400 километров.

Военно-транспортный блицкриг
© Аргументы Недели