Кражи под грифом «секретно» — Военные разведки часто похищают образцы вооружений

Версия 25 февраля 2020
Фото: Версия
Это происходит тогда, когда разведка добывает образец аналогичной техники «потенциального партнёра». Раньше говорили потенциального противника. Тогда у конструкторов появляется возможность тщательно изучить образец и оперативно внести изменения в свой проект, а иногда и создать что-то принципиально новое. В нескольких статьях мы расскажем, как добывались образцы военной техники в ХХ веке. В этой статье будет рассказано о двух эпизодах тайной войны военных разведок и конструкторов.
Похищение F-111 и появление Су-24 В современной авиации самолеты одного назначения в разных странах, в принципе, похожи, что вполне объяснимо. Эпоха гениальных авиаконструкторов, определяющих облик самолета, закончилась в 50-х годах ХХ века. Сейчас самолеты рассчитываются и проектируются автоматически. Если задать похожие исходные параметры, то машина выдаст и похожие формы планера самолета. Физику не обманешь. Другое дело — тактика применения самолетов. Вот здесь возможны различные подходы и отставание от конкурентов.
В 60-е годы в авиационных кругах была популярна идея самолета с изменяемой геометрией крыла. Идея проста — при взлёте и посадке, когда скорость самолета невелика, стреловидность крыла небольшая, а при полете на сверхзвуке она максимальна. Забегая вперед, скажем, что на Су-24 было четыре положения крыла во время полета. При взлёте и посадке — 16°, в крейсерском дозвуковом полете — 35°, при боевом маневрировании — 45°, и при полете на сверхзвуковых скоростях — 69°. При таком решении оптимизировались летные характеристики самолета и расход топлива. Но это была теория. Механизм изменяемой геометрии был очень сложен и требовал для создания больших денег и, самое главное, времени.
В 1962 году американская корпорация General Dynamics начала работу над принципиально новым самолетом: двухдвигательным фронтовым бомбардировщиком с изменяемой геометрией крыла F-111A. Первоначально планировалось выпускать самолеты двух модификаций — F-111A для ВВС и F-111В для ВМФ. Однако позднее флот оказался от этого самолета. Первый полет F-111A совершил в 1964 году. Диапазон углов на нём был от 16° до 72,5°. Самолет был оборудован РЛС, позволяющей проводить полеты на минимальной высоте «по рельефу» земли днем и ночью. Самолет получился революционным. Во-первых, была доказана возможность создания рабочего механизма управления стреловидностью крыла, а во-вторых, тактика применения фронтовых бомбардировщиков существенно расширилась, позволяя применять их как при полете над поверхностью земли с огибанием рельефа местности, что делало самолет очень сложной целью для ПВО того времени, так и при полете на сверхзвуке. Советские конструктора могли лишь констатировать, что идея создания самолета с изменяемой геометрией крыла была правильной. В советских КБ работа по этому направлению продолжилась.
В 1965 году началась война во . Для советских конструкторов эта война стала полигоном для испытаний боевой техники в условиях реальной боевых действий. Но это было не всё. Появилась возможность получить образцы американской военной техники и детально их исследовать. В СССР были доставлены истребители F-4 «Fantom II», F-5E «Tiger II», легкий штурмовик А-37В «Dragonfly». Это были интересные для изучения машины, но не революционные по своим техническим решениям. F-111A был принят на вооружение в 1964 году и тогда же первый раз публично демонстрировался на авиасалоне в Ля-Бурже. Перед американскими конструкторами стояла такая же задача, как и перед советскими — обкатать в боевых условиях новую технику. Поэтому в середине марта 1968 года первая шестерка F-111A прибыла на авиабазу Тахли в Таиланде. F-111A сразу же стали принимать участие в налетах на ДРВ. Было принято решение — доставить один самолет в Советский Союз.
Есть две версии дальнейших событий. По первой, средствами радиоэлектронной борьбы полностью «ослепили» всю электронику самолета, а потом МиГи принудили его к посадке на аэродром под Ханоем. Возможно, это версия, прикрывающая истинные события. По другой версии, была организована специальная операция военной разведки. Согласно этой версии, разведчики наблюдали в таиландском баре за американскими летчиками и вычислили, кого из них можно купить. Да, по этой версии экипаж F-111A был просто куплен. После выполнения задания, экипаж повел свой F-111A на предельно низких высотах по другому курсу на аэродром, где уже ждали перебежчиков. Курс на этот аэродром проходил вдоль реки, где как вешки стояли рыбацкие лодки. После посадки самолет был морем переправлен в Союз.
Правда это или нет — неизвестно. Но достоверно то, что именно в это время в КБ Сухого активизировались работы по теме самолета Т-6. Решение о постройке самолета Т-6-2 было принято в 1968 году, а первый полет был в январе 1970-го. Такой срок создания современного фронтового бомбардировщика фантастичен! Даже, если принять во внимание все предварительные наработки, создать за 2 года современный самолет очень сложно.
Конечно, нельзя сказать, что Су-24 является копией F-111A. В СССР — кроме самолетов, строившихся по лицензии — был только один случай, когда самолет скопировали. Причём, копия была абсолютной, даже резьба на всех болтах и гайках была не метрическая, а дюймовая! Речь идет о стратегическом бомбардировщике Ту-4, являвшимся клоном американского бомбардировщика В-29. На территории СССР оказались два В-29, совершивших вынужденную посадку. Было принято решение скопировать самолет. Так появился бомбардировщик Ту-4. В случае с Су-24, вероятно, было всё-таки создание самолёта, что называется, «по мотивам». Оборудование, двигатели, вооружение — все, естественно, было советскими разработками. Но как похожи оба самолета!
Су-24 прошли модернизацию до уровня Су-24М и до сих пор являются основными фронтовыми бомбардировщиками ВКС России. Только недавно появились фронтовые бомбардировщики следующего поколения — Су-34.
После описываемых событий в состав ВВС СССР вошла целая линейка самолетов с изменяемой геометрией крыла: истребитель-бомбардировщик Су-17/Су-22, истребитель МиГ-23 и истребитель-бомбардировщик МиГ-27 и бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М/М3. Ту-22М3 до сих пор, как и Су-24М, состоят на вооружении ВКС России.
Ми-24 Но были и истории «наоборот». Когда в СССР был спроектирован и поставлен на вооружение первый отечественный специализированный вертолет фронтовой авиации Ми-24, все потенциальные конкуренты ощутили острое желание получить экземпляр вертолета для изучения. Добыть такой трофей можно было только там, где бушевал какой-либо локальный конфликт.
Отношения между Ливией и Чадом всегда были напряженными. С небольшими перерывами с 1978 по 1987 годы Ливия вторгалась на территорию Чада четыре раза. Армия Ливии во время отступления в 1988 году оставила на авиабазе Уади-Доума вертолет Ми-25 и другую авиационную технику. Ми-25 — это экспортная версия вертолета Ми-24. По классификации НАТО Ми-25 назывался «Hind D». Американцев очень интересовала эта машина. Дело в том, что Ми-24 был не просто первым советским ударным вертолетом. Он мог еще перевозить до восьми десантников. Американский аналог того времени — AH-64 «Apache» при соизмеримых боевых возможностях, десанта не перевозил.
ЦРУ и 160-й полк специальных операций армии США начали готовить операцию по вывозу Ми-25 из Африки в США. Расклад был следующий. Сам вертолет физически находился под контролем армии Чада, которая не прочь была его продать американцам. Те предложили неплохие деньги. Забрать вертолет могла помешать армия Ливии, которая еще находилась недалеко от авиабазы. Кроме этого, открыто увозить Ми-25, было нельзя, так как это вызвало бы международный скандал. Было принято решение отправить в Уади-Доума тяжелый вертолет, который бы вывез Ми-25 на внешней подвеске на аэродром, где уже в готовности находился тяжелый военно-транспортный самолет ВВС США. Вес Ми-25 составлял 8,5 тонн. Такой груз на внешней подвеске мог поднять только один тип вертолетов ВВС США — Boeing CH-47 «Chinook». Интересная особенность. Так как ставки были очень высоки, то пилоты «Чинука» провели несколько тренировок, где на внешней подвеске у них была автоцистерна, наполненная водой, такого же веса. Операция получила название «Гора Надежды III». 2 вертолета «Чинук» были доставлены в Африку на военно-транспортном самолете C-5 «Galaxy». Последние 800 километров гигантские С-5В (это самолеты одного класса с Ан-124 Руслан) летели на предельно малой высоте, под прикрытием французских «Миражей». Прикрытие французов было нужно, так как в небе действовали истребители ВВС Ливии. В 1988 году американские «Чинуки» еще не были оборудованы системой дозаправки в воздухе. Поэтому после того, как они приняли на подвеску Ми-25, им пришлось дважды садиться на дозаправку. На одной дозаправке их настигла песчаная буря с высотой летящего песка около 900 метров. Её пришлось пережидать. Тренировки с цистерной с водой не прошли зря. «Чинуки» долетели до аэродрома, где их ждал C-5В «Galaxy». Вся операция длилась 36 часов.
Китайцы добыли свой Ми-24. Как они это сделали — неизвестно. Известно только, что свой Ми-24 они вывезли из Афганистана, и это был не экспортный Ми-25, а предназначенный для ВВС СССР Ми-24. Китайские инженеры досконально изучили вертолет, однако тогда наладить его выпуск у себя не смогли. Сегодня этот Ми-24 экспонируется в китайском военном музее. Это, пожалуй, единственный случай, когда добытая нелегальным образом военная техника экспонируется в общедоступном музее.
Заключение
Случаи, когда государства добывают образцы вооружения друг у друга таким способом, о котором мы рассказали — не единичны. На то и существуют военные разведки, чтобы добывать подобного рода образцы техники. О других подобных историях мы расскажем в следующих статьях.
Комментарии
Катастрофы , Армия , Войска , Оружие , Boeing , ЦРУ , НАТО , Вьетнам
Читайте также
На Филиппинах разбился самолет с пассажирами
Поиски пилота Су-27 в Черном море прекращены
10
Последние новости
После землетрясения на Курилах была объявлена тревога из-за угрозы цунами
СМИ сообщили о возгорании самолёта Lion Air на Филиппинах
Российский врач назвал сроки окончания эпидемии коронавируса