Войти в почту

CR929: дальнемагистральные перспективы

Фото: ОАК В прошлом году одной из главных премьер авиасалона МАКС стал полноразмерный макет широкофюзеляжного самолета CR929. Это лайнер нового поколения, над которым совместно работают авиастроители России и Китая. Проект считается самым высокотехнологичным в портфеле общих совместных проектов двух государств. На данный момент процесс разработки первого российско-китайского самолета, как отмечают официальные лица, идет по плану. В целом, ожидается, что первые поставки могут начаться в 2025-2027 годах. О создании и перспективах российско-китайского CR929 – в нашем материале. CR929 – полномасштабная премьера Разговоры о китайско-российском самолете начались еще в 2008 году. Само же соглашение о кооперации между двумя странами было подписано в 2014 году во время визита Владимира Путина в Пекин. Разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета занялись российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская COMAC. В 2017 году в Шанхае было создано предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое стало оператором нового проекта. В том же году проект получил свое официальное название – CR929. Буква С обозначает China, а R – Russia. Число 929 также несет определенный смысл – цифра 9 в китайской традиции означает вечность и долголетие. В июне 2018 года ОАК и COMAC согласовали общий вид нового широкофюзеляжного самолета. В ноябре того же года на авиасалоне China Airshow в Чжухае CR929 впервые предстал перед публикой в виде полномасштабного макета. В России самолет впервые был представлен на МАКС-2019. Специально для московского авиашоу был смонтирован полноразмерный макет отсека самолета длиной 22 метра, шириной 5,9 метра и высотой 6,5 метра. Для его демонстрации был построен отдельный павильон, который стал одним из самых заметных на авиасалоне. В частности, в первый же день открытия его посетили Владимир Путин и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган. На авиасалоне в Китае, как и на российском МАКСе, был показан макет базовой версии CR929-600. В будущем потенциальным заказчикам будет предложено семейство CR929 из трех конфигураций: кроме базовой версии, удлиненная (CR929-700) и с укороченным фюзеляжем (CR929-500). Сама же базовая версия самолета получит три различные модификации: на 281 пассажира в трехклассовом варианте, на 291 человека в двухклассной компоновке и на 405 в одноклассовой версии. Планируется также более «плотный» вариант компоновки на 440 человек для недлительных перелетов. Проектировка будет выполняться по конкретным заказам авиакомпаний. CR929 будет крупной машиной – взлетная масса будет равна 245 тоннам, размах крыльев – 63,9 метра, длина «шестисотой» версии достигнет 63,8 метра, а высота 17,4 метра. Дальность в зависимости от модификации будет варьироваться от 10 000 до 14 000 километров. На пути к Gate 3 Работы над новой машиной разделены географически: в России разрабатывают центроплан и консоли крыла с механизацией, а в Китае – фюзеляж и оперение. Также российские инженеры будут отвечать за авионику и работу систем управления. В рамках проекта принято решение о создании в России инженерного центра. К созданию самолета присоединятся сотни специалистов – не только ОАК, но и других организаций Ростеха, например, Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) и холдинга «Технодинамика». Но такой крупный международный проект, как самолет CR929, требует новых кадров с особой подготовкой. Вузы России и Китая уже занялись обучением инженеров, которые примут участие в создании перспективного самолета. Первая группа инженеров совсем недавно защитила свои дипломы. Совместную магистратуру Московского авиационного института (МАИ) и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ) защитили 29 российских и 23 китайских студента. В будущем они смогут продолжить работу в инженерном центре по программе CR929 в России и в его филиале в Китае. На сегодняшний день процесс разработки CR929, как отмечают официальные лица, идет по плану. Заканчивается эскизная проработка и определяются основные поставщики бортовых систем. На предыдущей точке Gate 2, которую разработчики успешно прошли в конце 2017 года, защищали техническую концепцию или философию будущей машины. Одним из вопросов, которые предстоит решить, остается выбор двигателей. На сегодняшний день рассматриваются готовые варианты от GE и Rolls-Royce. При этом альтернативой на будущее станет российский ПД-35 с тягой около 35 тонн, однако его придется подождать. «Программа ПД-35 подразумевает создание двигателя большой тяги со сроками завершения опытно-конструкторских работ в 2027 году. Двигатель создается, чтобы предложить его для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. Мы находимся на этапе переговоров с китайской стороной о конфигурировании этой программы. Многое будет зависеть от работ по самолету», – рассказал в интервью РИА Новости в сентябре 2019 года заместитель гендиректора – генконструктор ОДК Юрий Шмотин. Кроме выбора силовой установки, инженерам необходимо определиться с материалами для конструкции и проработать нюансы аэродинамики. В конце прошлого года в Москве завершился очередной этап испытаний в аэродинамических трубах. Контрольная модель, выполненная в масштабе 1:39 в конфигурации фюзеляж плюс крыло, в течение недели проходила продувку в ЦАГИ, при участии специалистов ОАК и СОМАС. Перспективы и конкуренция В экспертных кругах на российско-китайский авиационный проект возлагаются большие надежды. Считается, что новый самолет может составить конкуренцию двум гигантам – Airbus и Boeing – на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основными заказчиками станут китайские компании Air China, China Eastern и China Southera. Многие эксперты отрасли отмечают тот факт, что CR929 все же находится в роли догоняющего. На рынок уже вышли модели нового поколения – Airbus A350 и Boeing 787. Впрочем, в этой ситуации есть свои плюсы. Создателям CR929 нужно предложить новые решения, обеспечить преимущество перед уже существующими машинами. При этом разработчикам уже хорошо известны недостатки конкурентов. К примеру, Airbus A350 оказался очень большим, и конструкторам пришлось пойти на ограничение удлинения крыла ради соответствия самолета габаритам по категориям ICAO для авиалайнеров подобного класса, отмечают эксперты. Boeing 787 считается первопроходцем в самолетостроении такой размерности с использованием композитных материалов. Но американскому самолету также ограничили длину крыла. Предполагается, что CR929 удастся обойти эти вопросы, поскольку самолет будет выполнен с запасом к ограничению ICAO. При этом в создании российско-китайского самолета будут широко использованы композиты – они составят более 50% конструкции планера. Ожидаются новые технологические решения в аэродинамике. Крыло CR929 будет отличаться большим удлинением с использованием законцовок типа «шарклет». Это позволит минимизировать сопротивление воздуха и оптимизировать расход топлива по сравнению с машинами-конкурентами. Перевозчики смогут получить значительные экономические преимущества, а пассажиры – улучшенный комфорт. Просторный салон CR929 обещает быть одним из лучших в своем классе, особенно по высоте. Конкретные детали и нюансы внутреннего убранства еще предстоит определить в ходе разработки, тем не менее, некоторые возможные инновационные решения могли увидеть уже посетители макета самолета на МАКСе. Например, иллюминаторы в CR929 планируется сделать без механических шторок – простое нажатие на кнопку, и окно теряет свою прозрачность. Когда все это можно будет увидеть «в материале»? «2023-2025 год – это срок, который мы в нашем мастер-плане обозначили как срок первого вылета с прохождением испытаний в течение двух-трех лет. Пока мы идем в графике, соответственно с обеспечением поставок в период с 2025 по 2027 год», – сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь прошлым летом в эфире телеканала «Россия-24». В целом, ожидается, что самолет поступит на рынок во второй половине десятилетия, а потенциальный объем поставок составит порядка 1000 машин в течение 25 лет.

CR929: дальнемагистральные перспективы
© Ростех