Ещё

Как Су-24 посрамил авианосец США 

Как Су-24 посрамил авианосец США
Фото: Российская Газета
Трудный самолетИспытания Су-24 сопровождались множеством проблем и чрезвычайных ситуаций: слишком много в самолете было новых технологий и конструкторских решений. При сдаче одного из первых серийных бомбардировщиков в двигателе возник пожар: самолет сгорел за несколько секунд, погиб штурман. Причину возгорания нашли не сразу: лопатки компрессора сверхзвуковой ступени были изготовлены из титана, при работе они удлинялись и стоило задеть корпус компрессора, как металл вспыхивал, воспламеняя все вокруг — температура горения титана 3000 градусов. КБ «Сатурн» срочно переделало компрессор — помимо надежности при этом выросла и тяга.11 ноября 1975 года произошел другой случай, доказавший эффективность системы аварийного покидания машины с любой высоты — на Су-24 она появилась впервые. Бомбардировщик готовился к взлету, экипаж сидел в кабине, запускал двигатели. Внезапно штурман вместе с креслом взлетел свечой, над ним раскрылся парашют и ошалевший летчик приземлился недалеко от своего самолета. Стали разбираться, что произошло. При неработающих двигателях горизонтальные рули Су-24 под действием силы тяжести опускаются и переводят ручку управления самолетом в положение «на себя». При раскрутке роторов давление в гидросистеме повышается, возвращая рули и ручку в нейтральное положение. Штурманская РУС в Су-24 короче, чем у пилота — установить длинную мешает тубус локатора. В положении «на себя» ручка зацепилась за чеку катапультного кресла и выдернула ее, что привело к срабатыванию пиропатронов. По итогам непланового «испытания» было рекомендовано на стоянке фиксировать горизонтальные рули бомбардировщика фалами, а экипаж получил золотые именные часы от главного конструктора Су-24  и именные шлемы — от создателя системы катапультирования Гая Северина. Самолет одной бомбыОсновной задачей бомбардировщика был сброс тактической атомной бомбы на важную цель: мощный радар системы ПВО или стартовую позицию баллистических ракет — их  в 70-е годы активно строило в Европе. Боевой задаче были подчинены все характеристики самолета: совершенный для своего времени прицел с теленаведением, сверхзвуковая скорость, полет на сверхмалой высоте. Все серийные бомбардировщики имели отражающую окраску носовой части и воздухозаборников, в кабинах монтировались шторки для защиты от световой вспышки ядерного взрыва. Для следования рельефу местности на сверхзвуке в прицельно-навигационную систему был введен особый контур, обеспечивающий полет по заданному маршруту в автоматическом или полуавтоматическом режимах. Малая высота спасала от радаров ПВО, для защиты от перехватчиков бомбардировщик имел две ракеты «воздух-воздух» Р-60, способные поражать цель на встречных курсах. В Европе забеспокоились. «Су-24 обладает превосходными характеристиками по показателю „боевая нагрузка/радиус действия“, способен осуществлять вторжение в режиме следования рельефу местности и наносить удары, имея характеристики со значительным преимуществом перед любым другим военным самолетом фронтовой авиации», — писал в 1981 году британский журнал Air International. Особенно впечатлял боевой радиус бомбардировщика: с аэродромов в ГДР и Прибалтике он мог достичь почти любой точки Старого Света, включая Англию. Самолет получился «строгим», не прощал ошибок в пилотировании. Зато те, кто научился летать на нем, хвалили Су-24. «На сверхмалой, на сверхзвуке, с огибанием рельефа летит ровно и устойчиво, как утюжок», — рассказал один из пилотов. Как напугать авианосецЕвропа беспокоилась, но по-настоящему боялись Су-24 ВМС США. Точнее, моряков пугал Су-24МР — созданный на базе бомбардировщика морской разведчик. Звездный час этого самолета пришелся на утро 17 октября 2000 года, когда пара «эмэров» в сопровождении истребителей условно уничтожила авианосец Kitty Hawk. Тот малым ходом следовал из Японии в Корею, одновременно заправляясь топливом от шедшего рядом танкера, когда прямо над полетной палубой с ревом прошли советские самолеты. В боевой обстановке это означает гибель корабля. Вот как описывает произошедшее офицер ВМС США, бывший в тот момент на мостике авианосца:— Я трепался с напарником, когда CIS (информационный центр боевых операций, мозг авианосца) доложил: «Сэр, у нас появились признаки активности русских истребителей». Капитан ему: «Запускаем боеготовые истребители». Парень ответил, что может объявить только «готовность 30» (вылет в течение 30 минут после уведомления). Капитан изощренно облегчил душу и приказал: «Запустите все, что у нас есть». Я побежал к штурманскому телефону и позвонил дежурному офицеру эскадрильи, чтобы летчики мчались на полетную палубу. Через 40 минут после предупреждения CIS русские Су-27 и Су-24, делая 920 км/ч, с ревом прошли в 60 метрах над палубой. Это было как в фильме «Топ Ган»! Капитан пролил кофе на ботинки, лицо его было багровым. Русские совершили еще два скоростных прохода на малой высоте, прежде чем мы подняли в воздух свой первый самолет, EA-6B Prowler (самолет РЭБ без вооружения). Именно! Жалкий Prowler оказался один на один с Су-27, тот зашел ему в хвост прямо перед кораблем. Пилоты взывали о помощи, когда наконец поднялся в воздух Hornet. Но было слишком поздно — вся команда, задрав головы, смотрела, как русские насмехались на нашей убогой попыткой остановить их. В это время адмирал и CAG (командир авиагруппы авианосца) были на утреннем совещании в зале командования. Услышав рев самолетов, адмирал и CAG посмотрели друг на друга, потом в план полетов. Убедились, что у нас никаких полетов на это время не запланировано, и спросили: «А что это было?»Над Kitty Hawk летали Су-24МР 799-го отдельного разведывательного авиаполка с аэродрома Варфоломеевка под Владивостоком. На сделанных ими снимках видно, как экипаж авианосца в панике мечется по палубе: одни рубят топливные шланги танкера, другие пытаются подготовить к взлету истребители. Через четыре дня эти фото по электронной почте пришли командиру авианосца, отправитель остался неизвестен. Экипажи российских самолетов наградили. «Это была плановая разведка, в ходе которой, однако, решались необычные задачи. Результаты были впечатляющими», — отметил тогдашний главком ВВС России Анатолий Корнуков.14 лет спустя другой Су-24 до смерти напугал американский эсминец Donald Cook.
Видео дня. Скандал разразился на фоне публикации в Сети пиршества в СИЗО
Комментарии 38
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео