Ещё

Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска 

«Машину угробили»: почему рухнул первый серийный Су-57
Фото: © РИА Новости / Максим Блинов
Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в  потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы?
Потерпевший крушение в Хабаровском крае истребитель пятого поколения Су-57 был первым серийным образцом. До конца года его должны были передать военным, сообщил информированный источник РИА «Новости».
Действительно, контракт на строительство двух Су-57 для нужд армии был заключен в прошлом году на форуме «Армия-2018». Весной агентство «Интерфакс» сообщало: первый серийный самолет в ВКС рассчитывали получить уже в ноябре. Позже сроки сдвинулись, но в любом случае речь шла о передаче первой машины до конца 2019 года — в ноябре об этом заявил замминистра обороны .
«Машина серийная, у нее будет жизнь», — заявил тогда Криворучко телеканалу «Звезда».
«Мы полностью удовлетворены увиденным, и надеемся, что все планы будут выполнены», — добавил замминистра.
Напомним, самолет разбился в 111 километрах от аэродрома «Дземги», который принадлежит Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, входящему в структуру «Сухого». Летчик успешно катапультировался, сообщил представитель силовых структур. Состояние пилота — в норме. Чуть позже поступили предварительные данные о причинах аварии: это был технический отказ системы управления самолетом, «произошел сбой в управлении хвостовым оперением».
Первый полет Су-57, также известного как Т-50 и «перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА), прошел еще в 2010 году.
«Тогда на самолетах были установлены абсолютно другие двигатели, те, которые стояли на Су-27. На самых первых самолетах двигатель был даже не модернизированным», — пояснил газете ВЗГЛЯД заслуженный летчик .
В дальнейшем проходили испытания с двигателем «первого этапа» («Изделие-117») — модернизированной версией двигателя от истребителей 4-го поколения Су-35С. Такой же двигатель стоял и на первой серийной модели, которую планировалось передать ВКС.
До сегодняшнего дня было зафиксировано всего два инцидента с самолетами этого типа. В 2011 году на авиасалоне МАКС при разгоне Т-50-2 с бортовым номером 52 была видна вспышка, после чего был выпущен тормозной парашют и самолет остановился в пределах ВПП. В июне 2014 года при посадке на аэродроме в Жуковском наблюдалось задымление над правым воздухозаборником, затем началось возгорание, которое оперативно ликвидировали. Самолет позже был восстановлен и вернулся к испытаниям.
При этом в последнее время высказывались мнения о том, что Су-57 — по сути готовая машина. Контракт на поставку ВКС России уже не двух машин, а большой партии в 76 истребителей Су-57 был подписан в этом году, на форуме «Армия-2019». Сообщалось, что в настоящее время продолжаются испытания этого самолета, в ходе которых проверяется функционирование его систем, а также режимы работы двигателя второго этапа. Буквально на прошлой неделе глава констатировал: Су-57 успешно прошли второй этап испытаний в Сирии — после «повторной апробации», по его словам, «все запланированные задачи успешно выполнены».
После крушения Су-57 по поручению главы создана комиссия по расследованию инцидента, сообщил ТАСС. Комиссию возглавил замминистра .
Обозреватель журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Дмитрий Дрозденко предположил в комментарии газете ВЗГЛЯД:
«Будет задержка при поставках Су-57 в войска. Завод-изготовитель понесет убытки. Ведь машину угробили, а она стоит не 5 и не 50 млн долларов, а дороже».
При этом эксперт полагает, что инцидент с первой серийной машиной критично не скажется на будущем Су-57.
«Чтобы выявить все недостатки такой техники, нужно клепать самолеты пачками, — заметил Дрозденко. — Если бы было выпущено, например, 200 таких машин, тогда разговор шел бы о том, что, мол, уже пошла установочная серия, и у нее начался отказ. Было выпущено всего несколько Су-57, и каждая, по сути уникальна».
Эксперт провел параллель с американским истребителем F-35.
«Их уже выпущено огромное количество, тем не менее недостатков много, потому что техника очень сложная. Необходимо большое количество лет, причем это не единичные года, а десятки лет. Недостатки будут всегда, техника постоянно модифицируется», — добавил эксперт.
Сейчас очевидная задача — выяснить точные причины гибели истребителя, и действительно ли причина — в отказе системы управления. По оценке Дрозденко, система управления, которая стоит на Су-57, одна из самых совершенных.
«Внутри нее компьютер. Летчик дает команду компьютеру на выполнение какого-то действия, а компьютер уже самостоятельно предпринимает необходимые по программе действия. Получается такая сверхманевренность. Система сама по себе уже отработана на предыдущих версиях «Сухого». Сложно что-то говорить, пока не будут расшифрованы черные ящики», — отметил собеседник.
«Вариабельность ситуаций, которые могли привести к этой аварии — слишком большая, поэтому однозначно судить о причинах сейчас — дело неблагодарное», — отметил заслуженный военный летчик России Владимир Попов.
Система управления полетом — сложный механизм, в данном случае она пересекается с рисками при испытании нового двигателя, добавил собеседник.
Эксперт пояснил, что работа гидросистемы самолета зависит от работы непосредственно двигателей.
«Двигатели зависят от работы отдельных агрегатов и систем управления. Так, сопловой аппарат и система управления вектором тяги относятся к двигателю, но базируются на гидросистеме самолета. Поэтому трудно отделить одно от другого и точно сказать, виновата ли система управления или двигатель. Ответ должны дать специалисты, которые имеют записи всех контрольно-тестирующих систем. На какой это произошло высоте, какой скорости, при каких перегрузках? Важны данные топливной автоматики, гидросистемы», — отметил летчик.
Попов добавил, что самолеты пятого поколения обладают системой неустойчивого управления, это позволяет добиться сверхманевренности. На самолетах поколения 4++ прямого управления достичь практически невозможно, все идет через компьютер — «там есть аварийная система, но она работает с некоторой задержкой. В такой ситуации от нового двигателя очень сильно зависит устойчивость и управляемость. Аэродинамические составляющие и силовая установка завязаны в комплексе», — заметил Попов.
Добавим, что в качестве еще одной версии произошедшего рассматривается намеренный «перегруз» систем самолета. Экс-командующий 4-й армией ВВС и ПВО генерал-лейтенант в комментарии РИА «Новости» высказал предположение: на летных испытаниях машину тестировали по специальным программам на «максимальных режимах и углах атаки».
«Проверяется, как работает электроника, воздухозаборники и другие системы. Все серийные самолеты перед передачей в войска проверяются заводскими летчиками-испытателями, которые являются серьезными профессионалами», — сказал Горбенко.
Добавим, что после таких испытаний у получателей самолета — , вероятнее всего возникнут вполне обоснованные вопросы.
Видео дня. Чиновник пригрозил упрятать в тюрьму за вопрос о дороге
Комментарии 5
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео