Ещё
Установлена личность раненного пограничником США россиянина
Установлена личность раненного пограничником США россиянина
Происшествия
"Подал заявление на паспорт РФ — продал душу"
"Подал заявление на паспорт РФ — продал душу"
В мире
Преподаватель МГУ выпил "Крота" и попал в реанимацию
Преподаватель МГУ выпил "Крота" и попал в реанимацию
Происшествия
Консульство РФ в США отреагировало на ранение россиянина
Консульство РФ в США отреагировало на ранение россиянина
Происшествия

Что спасло 226 пассажиров севшего в поле Airbus-321 

Что спасло 226 пассажиров севшего в поле Airbus-321
Фото: Lenta.ru
Рядом с аэропортом утром 15 августа прямо в поле кукурузы жестко приземлился Airbus A-321 «» с 226 пассажирами на борту. По предварительным данным, причиной ЧП стало попадание птиц в двигатели, один из которых отвалился. В результате самолет не подлежит восстановлению, пострадали более 70 человек, но никто не погиб, и это многие уже назвали настоящим чудом. Сколько в этом действительно чудесного, а сколько — профессионализма пилотов, «Лента.ру» спросила у члена комиссии при президенте страны по вопросам развития авиации, заслуженного летчика .
«Лента.ру»: Насколько часто происходят подобные случаи? Все сегодня вспомнили, например, «Чудо на » в 2009 году, когда экипаж благополучно посадил самолет A320 на воду в . Была еще посадка Ту-124 на Неву в 1963 году.
Юрий Сытник: Примерно каждые пять лет бывает такая сложная ситуация, когда большое количество птиц попадает в двигатели, и они из-за этого отказывают. Кто-то разбивается, кто-то вот так, как произошло сейчас, удачно сажает свой самолет, спасая пассажиров, себя и репутацию страны. Поэтому в нашем сегодняшнем случае повезло нам всем.
А геройские действия экипажа не поддаются никакой негативной оценке. Только восхитительные возгласы. Во-первых, они — молодые ребята. Во-вторых, это самообладание, выучка, мужество. И в-третьих — прекрасное летное мастерство. Задержись пилот хоть на несколько секунд с отдачей ручки управления от себя, не перейдя на ручное управление, мы могли бы получить очередную катастрофу.
Этот парень подобрал площадку с воздуха, перекрыл питание в двигатели, отключил электрооборудование, выключил систему кондиционирования, выключил аккумуляторы, погасил скорость в воздухе, подвел на минимальной скорости самолет к кукурузному полю и, как лялечку, нежненько-нежненько, посадил его в это поле без крена, без больших углов по тангажу. И пассажиры при этом комфортно себя чувствовали.
А так как он не выпустил шасси, нечему было втыкаться в крылья, и топливо осталось в баках-кессонах. А топлива было прилично: ему нужно было лететь два с половиной часа до , плюс еще на час. Это где-то, наверное, около 15-16 тонн топлива. Плюс 240 пассажиров было на борту. Поэтому экипаж — молодцы, ребята правильные.
Есть в России, оказывается, еще и школы подготовки летного состава, и есть летчики грамотные. Это вызывает восхищение, и это большой подарок нам всем к празднику 18 августа, ко Дню авиации.
А что происходит с авиационным двигателем, когда туда попадает птица?
Во-первых, гнутся лопатки, прекращается нормальная подача воздуха в камеру сгорания. Нехватка кислорода приводит к помпажу двигателя и пожару. Вылетают какие-то детали за счет больших оборотов двигателя — а это 16 тысяч оборотов в минуту. Общий вес каждого двигателя достигает трех тонн.
Представьте, во вращающиеся детали врезаются тела этих чаек, каждая их которых весом около полутора и более килограммов. Все это мгновенно превращается в труху, происходит возгорание, ненормальная работа, тряска, вибрация и, в конце концов, двигатель просто отваливается.
Вы упомянули про то, что в баках-кессонах было много топлива. Как вы полагаете, каким образом удалось избежать связанных с этим серьезных последствий? Проще говоря, почему топливо не загорелось?
А потому, что экипаж выполнил все так, как его учили. Потому что эти два летчика оказались умницами, профессионалами с большой буквы. Это потомственные летчики, которые мечтали о небе, любят самолеты, любят свою профессию, поэтому и действовали профессионально.
В  5 мая этого года человек на исправном самолете с работающими двигателями не смог его посадить. Ручка управления болталась от борта до борта. Разрушающая перегрузка была больше пяти единиц.
Это говорит о мастерстве пилотов. Это разные люди были. Здесь были летчики с большой буквы, а там, в Шереметьево, оба были… Это большая разница!
А многие наши летчики способны такое повторить, так ювелирно посадить самолет?
Большинство.
Если акцентировать внимание на том, что посадка была именно на поле. Это же опаснее, чем посадка на воду?
Очень опасно и очень сложно. Одно неверное движение, одна ошибка и была бы катастрофа. В грунт бы зарылись, потеряли бы крылья, развалился бы фюзеляж, загорелся бы, погибли бы люди.
А здесь, я говорю, летчик проявил лучше свои качества. Самолет был на ручном управлении, без компьютерной поддержки, без поддержки программного обеспечения на посадке. Он без всего остался — двигатели выключены, электрооборудование выключено, топливо перекрыто, аккумуляторы выключены. Вот, что парень сделал!
На одном из фото видна довольно крупная вмятина на носу. Как вы думаете, откуда она?
Ну-ка, просуньтесь так по полю! Где-то какой-то бугорок, где-то кочка, камень какой-то попался. Вмятина! Это хорошо, что не разорвало, не разрезало пополам этот самолет. На скорости в 300 километров в час, как вы думаете, легко ли без шасси?
А если на пути самолета в поле попадется какой-нибудь пень, что тогда?
Пень как ножом разрезал бы самолет, вспыхнуло бы топливо, и все погибли. Любой пенек, большой камень, дерево, столб, линия электропередач, автомобиль попался бы — все! Представьте, на такой скорости столкнуться — самолет, ведь, это нежное создание. Все немедленно разваливается. А здесь поле было выбрано правильно — мягенькое. И мягенько он самолет посадил. Умничка, мальчишка! Дамир Юсупов. Герой! И второй летчик, Георгий Мурзин, тоже молодец.
Извините за, пожалуй, довольно обывательский вопрос, но все же, почему они не могли дотянуть до взлетно-посадочной полосы? Там ведь совсем немного оставалось.
Там один двигатель выведен из строя пожаром, другой потерял тягу. На чем тянуть? На соплях и на одном крыле? Здесь уже не до этого. Тут, дай Бог, поле подобрать. Тянуть не на чем было.
Вы говорили, что у нас большинство летчиков смогут такое повторить. А как это отрабатывается?
Это отрабатывается в училище, это отрабатывается пилотами-инструкторами, когда их готовят на каждый самолет. Это отрабатывается при вводе командира корабля в строй. Ему рассказывают эти случаи. Производится анализ всех подобных случаев, удачных и неудачных посадок. Изучаются предыдущие ошибки летчиков, которые написали эти наставления своей собственной жизнью и своей собственной кровью.
Если человек правильно относится к своей профессии, он изучает все прошедшие случаи, выбирает все самое главное для себя и отрабатывает потом все это на тренажере, постоянно перед каждым взлетом проигрывая ситуации, которые могут сложиться: с отказом одного или сразу двух двигателей, что он будет делать и так далее.
Все это позволяет в критической ситуации не думать, а выполнять эту программу машинально. Такие способы пилотирования и подготовки не каждому летчику присущи. Подобные люди становятся великими летчиками.
А может, это стоит прежде всего усовершенствовать систему отпугивания птиц? Может, это она в Жуковском не сработала?
Это мы, люди, вторгаемся в жизненное пространство птиц. Небо принадлежит не только нам. Оно принадлежит природе, принадлежит Земле. И птицы находятся в своей собственной стихии. Это мы к ним лезем, и нам надо научиться с ними летать рядом.
Видео дня. Запад охватила мода на смену пола у детей
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео