Аргументы Недели 13 августа 2019

Они смотрят на нас

Фото: Аргументы Недели
Сорок лет назад в небе над  (сегодня Каменское) произошла одна из крупнейших катастроф в истории отечественной авиации. И в истории футбола — потому что список погибших в небе команд в тот день пополнился ташкентским «Пахтакором».
178 жизней
Самолёт Ту-134, на борту которого летели футболисты и работники клуба из , следовал из Ташкента в  — там «Пахтакору» предстояло в матче чемпионата СССР сыграть с местным . 11 августа 1979 года в 13:11 лайнер вылетел из , где совершал промежуточную посадку и взял курс на столицу . А в 12:54 из Воронежа поднялся в воздух другой Ту-134, следовавший из  в . В 13:35 они врезались друг в друга на высоте 8400 метров. Живых после таких столкновений не остаётся.
Катастрофа над Днепродзержинском унесла жизни 178 человек. По числу жертв это третье в истории столкновение самолётов. 12 ноября 1996 года близ индийского города Чархи Дадри так разбились «Боинг-747» Saudi Arabian Airlines и Ил-76 Kazakhstan Airlines — погибли 349 человек. А 27 марта 1977-го в аэропорту Лос-Родеос на  в результате столкновения на взлётной полосе двух «Боингов-747» компаний KLM и Pan Ame— rican — 583 (это вообще крупнейшая авиакатастрофа в истории).
Версий относительно причин случившегося 11 августа выдвигалось немало. Начиная с того, что сумятицу в работу Харьковского центра управления воздушным движением внёс литерный (правительственный) рейс, на котором из  в  летел кто-то из высокопоставленных партийных деятелей. И заканчивая предположением, что самолёты были сбиты силами ПВО, поскольку по ошибке залетели в запретную зону.
Официальные выводы комиссии по расследованию катастрофы гласили, что столкновение стало следствием ошибок диспетчеров Николая Жуковского и Владимира Сумского. Обоим дали по 15 лет. Впрочем, это сегодня и сама катастрофа, и её расследование, и суд стали бы новостями дня в прессе, причины произошедшего — темой для публичных дискуссий, а массовая гибель людей — поводом для траура. В советские времена о подобных инцидентах чаще всего люди узнавали лишь по «сарафанному радио». Так было бы и с днепродзержинской трагедией, не окажись на борту одного из погибших самолётов футбольной команды.
О случившемся пришлось сообщить — разумеется, кратко, сухо и не на первых полосах. Но мемориал на месте падения самолётов появился только тридцать лет спустя.
Ан полетел за компанию
История футбола знает немало катастроф, жертвами которых становились целые команды. Были и более крупные. В мае 1949‑го при заходе на посадку в туринском аэропорту погибли 23 игрока и сотрудники итальянского «Торино». В феврале 1965‑го в Андах разбилась чилийская команда «Антонио Варас» (22 человека), в апреле 1993‑го в Атлантический океан у берегов Габона рухнул самолёт со сборной Замбии на борту (тоже 22). А в ноябре 2016‑го в Колумбии погибли 42 члена делегации бразильского клуба «Шапекоэнсе»: игроки, работники, члены совета директоров.
«Пахтакор» 11 августа потерял 14 футболистов, а также тренера, администратора и врача. Главного тренера спасло чудо: он полетел в Минск не напрямую, а через Сочи, чтобы повидаться там с семьёй.
— Отпросился у начальника спорткомитета Ибрагимова, — вспоминал позже специалист. — Если бы он не отпустил, я полетел бы вместе с командой. Но Ибрагимов удерживать не стал.
Остались дома и двое травмированных игроков — защитник Могильный и нападающий Исаков, а также опоздавший на рейс массажист Дворников. А вот самого, наверное, талантливого в составе того «Пахтакора» 26-летнего полузащитника Михаила Ана, который в Минске и играть-то был не должен из-за травмы, товарищи по команде уговорили слетать вместе с ними…
Бронь не понадобилась
Мерить катастрофы числом жертв, впрочем, бессмысленно: от того, десять человек погибло, пятнадцать или двадцать, горе от потери каждого из них ни меньше, ни больше не становится. Родные пахтакоровцев остались без близких людей, Узбекистан — без команды. Её пришлось создавать заново, уже по ходу чемпионата. Масштабы не сравнить, но чем-то это напоминало восстановление самого Ташкента после разрушительного землетрясения 1966 года — тогда город отстраивали всей страной.
Федерация футбола СССР внесла в регламент специальную поправку, гарантировавшую «Пахтакору» сохранение прописки в высшей лиге независимо от результатов в течение трёх лет. Из разных клубов страны в Ташкент отправили футболистов. В их числе — известные в ту пору игроки Анатолий Соловьёв из «Локомотива», Валерий Глушаков из «Спартака», Зураб Церетели из кутаисского «Торпедо», Андрей Якубик из московского «Динамо».
— Представьте себе, что они смотрят на нас. Сыграем так, чтобы им понравилось! — с такими словами, как вспоминал Якубик, он, назначенный капитаном новой команды, обратился к ней перед своим первым матчем.
Бронь от вылета «Пахтакору» в тот чёрный год не понадобилась: ташкентцы завершили чемпионат на 9-м месте.
Комментарии
Катастрофы , Зураб Церетели , Олег Базилевич , Анатолий Соловьев , Валерий Глушаков , Спартак , Локомотив , Динамо , Торпедо , Днепродзержинск , Донецк , Кишинёв , Минск , Москва , Республика Крым , Тенерифе , Узбекистан , Челябинск
Читайте также
Вертолет с россиянами разбился в Греции
63
«Речь шла о секундах»: как пилоты А321 нарушили инструкцию
507
Последние новости
Пилот Дамир Юсупов, посадивший А321 в кукурузное поле, ответил Дмитрию Рогозину на приглашение
В США опубликовали рассекреченный доклад разведки об аварии в Чернобыле
О том, что спасло экипаж А-321 рассказали в профсоюзе летчиков