Ещё

«Суперджет» не супер: Чем больше власть хвалит Sukhoi Superjet 100, тем страшнее пассажирам 

«Суперджет» не супер: Чем больше власть хвалит Sukhoi Superjet 100, тем страшнее пассажирам
Фото: Свободная пресса
Новости бывают разные — кому что интересно. Авиапассажир вылавливает в информационной ленте свои. Вот, например, давеча в московских аэропортах было отменено 13 рейсов и 30 задержано — предупредило, что в столичном регионе ожидается дождь с грозой. Кто бы раньше обратил внимание на такие капризы природы? После авиакатастрофы в  5 мая, когда после попадания молнии в Sukhoi Superjet 100 тот совершил жесткую посадку и загорелся (погиб 41 человек), диспетчеры и пилоты, а заодно и пассажиры внимательно следят за небесной канцелярией — не громыхает ли в небе? Хотя опытные летчики утверждают, что попадание молнии в самолет не опаснее укуса комара, теперь авиалайнеры грозу пережидают на земле.
Еще свежая новость — в аэропорту Пулково вернулся самолет по маршруту из  в . Командир воздушного судна (КВС) получил сигнал о технической неисправности — сработал датчик выпуска шасси и принял решение развернуть лайнер обратно. Какой это был самолет не указывается, но с 99-процентной уверенностью можно сказать, что это был «Суперджет». Новый самолет с недоброй славой.
У меня над дачей нередко кружат самолеты, которых диспетчеры выстраивают в очередь для посадки в Шереметьево при большой загруженности взлетно-посадочной полосы. Папа, служивший срочную в ВВС, а потому считающий себя человеком сведущим в вопросах авиации, говорит, что их ставят в «коробочку». Он внимательно наблюдает за пролетающими самолетами и всякий раз уточняет: ? Нам скоро лететь в  (аэропорт «Курумоч») именно на Sukhoi Superjet 100 и модель самолета имеет значение. Билеты невозвратные, так что поезд отпадает, да и что мы, трусы что ли? Но «серая кошка» где-то там скребет в душе лапкой.
Сейчас многие авиапассажиры при покупке билета уточняют в кассе на каком самолете им предстоит лететь и, услышав про «Суперджет», предпочитают найти альтернативные варианты, лишь бы не оказаться на борту SSJ 100. За трагедией в Шереметьево последовало еще несколько случаев экстренного возвращения этих самолетов в аэропорты вылетов, что, естественно, оптимизма авиапутешественникам не прибавило. Да что там пассажиры, авиакомпании проявляют недоверие к детищу отечественного авиапрома. Вот  в первую неделю после трагедии в Шереметьево отменил около 50 рейсов на этих судах. По мнению экспертов, перестраховаться решила и сама компания, и КВСы. Сейчас пилоты столь дотошны при проверке к вылету своих Sukhoi Superjet 100, что стараются найти малейшую техническую неисправность и отказаться от рейса — это перестраховка, желание избежать любого риска. Вполне объяснимая реакция — самолетик-то хромает на одно крыло. А еще ему катастрофически не хватает запасных частей.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» утверждает, что и до авиакатастрофы 5 мая отмены вылетов на SSJ 100 были не редкостью. На них просто никто не обращал внимания — пассажирам невдомек, а пилоты молчали из-за боязни потерять работу. Сейчас количество отмененных рейсов увеличилось из-за не совсем понятной причиной крушения. Выводы комиссией расследовавшей авиакатастрофу вроде как и сделаны, но полностью не озвучены. Виноваты летчики или техника так и не понятно. А пока идет речь об ошибке пилотов, КВСы находят массу причин, чтобы не летать на этих самолетах. Вот и глава Infomost, известный авиационный эксперт говорит о том, что около трети всех «Суперджетов» простаивают на земле из-за ремонтов. Известно и о том, что укомплектованность запчастями для SSJ 100 в аэропортах их базирования или временного пребывания немногим превышает 30 процентов. Это, как скажем, вы приехали в автосервис, а там готовы заменить тормозные колодки лишь на одном колесе.
Российские же власти полны оптимизма. Вице-премьер тут сообщил, что к катастрофе самолета Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево привела «совокупность факторов». В устах высокопоставленного чиновника это звучит примерно как «ну, так вот случайно вышло». Аргументированное объяснение для родственников тех сорока одного пассажира, которые заживо сгорели в салоне самолета, что и говорить. При этом Борисов подчеркивает, что не стоит делать предварительных выводов, а претензий к «Суперджету» у специалистов нет, но признал претензии к проблемам в организации сервиса и текущего ремонта.
Одновременно человек в ранге вице-премьера отмечает тот факт, что SSJ 100 выдержал все мыслимые при такой посадке нагрузки. Цитируем г-на Борисова: «Самолет при таком ударе остался цел (!). Очень много было катастроф, когда самолеты при таком ударе разлетаются на три части». Наш-то «джетик» красавчик — всего лишь сгорел с целым корпусом. Значит — надежный! Следовательно, нет и причин прекращать выпуск этих «надежных» самолетов.
Сделаем небольшую ремарку в защиту Sukhoi Superjet 100 — все-таки первый отечественный авиалайнер, разработанный и произведенный после распада СССР. Это ближнемагистральный (3000 или 4600 километров) узкофюзеляжный пассажирский самолет, предназначенный для перевозки 98 пассажиров. Свое название SSJ 100 получил по настоянию французских и итальянских участников его разработки. В 2003 году победил среди рассматриваемых проектов подобного типа пассажирских самолетов своих конкурентов — Ту-414 (), RRJ-75 (тоже ) и М-60-70 (ФГУП «Экспериментальный машиностроительный завод им. Мясищева»). «Суперджет» составил серьезную конкуренцию 717 и сделал серьезную заявку на лидерство в своем классе на мировом рынке. По словам президента Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрия Слюсаря российский самолет Sukhoi Superjet 100 даже сейчас, после авиакатастрофы, соответствует всем мировым стандартам с точки зрения безопасности.
Палки в колеса SSJ 100 начал вставлять именно Boeing, пиарщики которого распространяли «дурную славу» о российском конкуренте. И авиакатастрофа в Шереметьево, как это ни печально звучит, стала для них подарком судьбы — лучшего повода для подрыва репутации было не найти. Особенно на фоне двух последних авиакатастроф с самими Boeing 737 МАХ 8, которые заставили по всему миру приостановить их полеты. Выяснилось, что «барахлит» программное обеспечение в системе автоматического управления MCAS — при определенных обстоятельствах опускается нос самолета, чтобы предотвратить сваливание. Специалисты Boeing поспешили решить эту проблему и, вроде как, уже успели внести коррективы в работу проблемных систем, по крайней мере, заявили об этом.
В России нынешняя трагедия с Sukhoi Superjet 100 была лишь озвучена как «совокупность факторов» и объявлено о том, что в 2019 году будет выпущено 15 «Суперджетов» по предыдущим контрактам с авиакомпаниями. Видится, что проблема не в самом SSJ 100, который сам по себе является очень даже не плохим самолетом, а в его техническом обеспечении и обслуживании, выявились и проблемы с подготовкой летного состава. «Небрежная работа чиновников, некачественная подготовка пилотов», — связал крушение SSJ 100 и серьезные проблемы в авиации генеральный прокурор России .
По словам Чайки, ведомство которого также принимало участие в расследовании трагедии в Шереметьево, уполномоченные органы и авиапредприятия не могут найти решение и устранить недочеты. Госпрограмма обеспечения безопасности полетов, как выяснилось, не обновлялась с 2018 года, даже ответственное за нее лицо до сих пор не назначено. «Не утверждены правила наземного технического обслуживания воздушных судов, требования к их летной годности, типовые профессиональные программы в области подготовки авиаспециалистов», — констатировал Чайка.
С пилотами гражданской авиации тоже не все так гладко — за последние два года 550 пилотов были отстранены от полетов по профнепригодности, 160 летных свидетельств вообще были аннулированы. Как выяснилось, тренировки по пилотированию в ручном режиме в программе подготовки пилотов вообще отсутствуют (в «Аэрофлоте» это отрицают). Тот же командир аварийного SSJ 100 имел опыт налета на этой воздушной машине 1400 часов (общий налет 6800), что сейчас считается достаточным. При этом опытные летчики «старой школы» утверждают, что такого налета для КВС явно недостаточно — это еще уровень второго пилота.
…Вспоминается дворовая песенка на мотив Похоронного марша Иоганна Себастьяна Баха, популярная в советские времена: «Ту-104 самый лучший самолет, Ту-104 на посадку не придет. Не жалейте денег, не жалейте жизней. Ту-104 самый лучший самолет». За свою историю существования первого отечественного пассажирского реактивного авиалайнера Ту-104 (с 1955 года) было потеряно 37 таких самолетов, что принесло ему дурную славу. У Sukhoi Superjet 100 сейчас две безвозвратные потери (еще пять авиапроисшествий), первая случилась в 2012 году в Джакарте, когда самолет во время демонстрационного полета врезался в году. Не хотелось бы, чтобы и «Суперджету» тоже пели Баха.
Новости мира: На Украине пропал самолет с пассажирами
Навязывание содома обществу: соседу не понравились шторы
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео