Войти в почту

Стало известно, как «Суперджет» оказался в грозовом облаке

«Никаких предпосылок к тому, чтобы закрывать аэродром, не было», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. Так он объяснил тот факт, что при наличии грозовых явлений аэропорт Шереметьево не прекратил полеты. Гусаров напомнил, что в день трагедии «Суперджета» погода была нормальной: прошел интенсивный кратковременный дождь, но серьезных грозовых фронтов не было. «Самолет залетел в облако позже, оно оказалось грозовым. На видео видно, что взлетал он при сухой взлетной полосе, а уж попадет ли самолет в грозовое облако, предугадать сложно: природа Земли такова, что электричество постоянно вокруг нас в атмосфере и где, в какой момент разряд пробьет Землю, никто не знает», – заметил Гусаров. «Никаких не было нарушений в том, что они полетели в это облако. Молния в самолет не бьет, она проходит через него и это считается безопасным, самолет на это рассчитан, и пассажиры в воздухе при этом не чувствуют никакого разряда», – пояснил Гусаров. Однако несмотря на то, что удар молнии в принципе считается в авиации безопасным явлением, все зависит от характера разряда, уточнил собеседник. «Молнии – это малоизученное явление, как пройдет электрический ток – лотерея. Иногда молния проходит, и электроника ничего не замечает, а в этом случае возникло возмущение магнитного поля, электроника это почувствовала и сработала защита, переведя самолет на резервные источники питания», – пояснил Гусаров. Сработавшую защиту, по мнению эксперта, пилоты отключить уже не могли и вернуться к автоматическому управлению у них возможности не было. «Самолетом управляет бортовой компьютер, возможно, если бы система оставалась включенной, то от прохождения разряда какие-то элементы могли сгореть, что привело бы к еще худшим последствиям. Поэтому компьютер все отключил и оставил ручное управление, на которое молния повлиять не могла», – полагает собеседник. Отвечая на вопрос, почему пилоты «Суперджета» не начали сброс топлива, Гусаров отметил, что для выработки топлива требовалось много времени. «Чтобы выработать 5-6 тонн керосина «Суперджету» надо летать часа три. Работая от аккумуляторных батарей, они не могли летать достаточно долго», – сказал собеседник. Эксперт подчеркнул, что в экстренных случаях допускается посадка с превышением максимальной посадочной массы, однако в этой ситуации самолету нужно садиться очень плавно и мягко притираться к посадочной полосе. «Видимо, по какой-то причине им не удалось выдержать вертикальную скорость, и они приземлили самолет жестко, что вызвало отскок. Стойки шасси выдержали отскок как минимум дважды, а это означает, что при достаточно сильных ударах конструкция показала себя как надежная», – заметил собеседник. По мнению эксперта, после второго отскока пилоты должны были предпринять попытку ухода на второй круг, однако он не уверен, была ли у них в реальности такая возможность. «Скорость у самолета во время посадки значительно меньше, чем скорость во время взлета. На то, чтобы двигатель раскрутился и подал взлетную тягу, нужно время. Нужно вывести двигатели на взлетный режим, перевести на взлет всю механизацию и стабилизаторы – на перекладку всех систем нужно несколько секунд, возможно, у них их не было. Все скачки происходили очень быстро, за это время человеческий мозг даже не успевает сообразить, что делать», – пояснил Гусаров. Эксперт также добавил, что пилоты могли опасаться, что им не хватит взлетной полосы для торможения. «Или же скорость была настолько низкой, что могло произойти сваливание – когда пропадает подъемная сила и самолет начинает опрокидываться. Легко рассуждать сидя на диване, и сложно действовать оказавшись в этой ситуации», – заключил собеседник. Напомним, 5 мая «Суперджет» компании «Аэрофлот» сгорел при аварийной посадке в Шереметьево. Из 78 человек 41 погиб. По предварительным данным, пилоты приземлялись, не выработав топливо и с явным превышением скорости, что привело к повреждению судна с последующим возгоранием. Также они допустили еще несколько ошибок уже после остановки лайнера. Газета ВЗГЛЯД отмечала, что трагедия «Суперджета» обнажила провали в подготовке гражданских летчиков.

Стало известно, как «Суперджет» оказался в грозовом облаке
© Деловая газета "Взгляд"