Войти в почту

Шпаги к бою, господа!

Своим рождением “Серебряная шпага” обязана неиссякаемой энергии заслуженного артиста РФ, заведующего кафедрой сценической пластики ГИТИС Николая Карпова, ставшего его первым президентом. Фестиваль проводился в честь основоположников отечественной традиции сценического фехтования Аркадия Немеровского (отца-основателя так называемой московской школы) и Ивана Коха (заложившего фундамент школы петербургской). Завет мастеров – не выходить на сцену с холодным сердцем – Николай Васильевич сделал девизом фестиваля, который с 2014 года носит его имя. В 2007 году все начиналось как своего рода “поединок” друзей-соперников – четырех театральных “китов” столицы: ГИТИСа (тогда еще РАТИ), Школы-студии МХАТ, училища им. Щепкина и института им. Щукина. Но всего через два года фестиваль собрал под свои знамена питомцев почти всех крупных театральных вузов страны, а с 2013-го стал международным – за право стать лауреатами “Серебряной шпаги” в разные годы боролись испанцы и французы, итальянцы и казахи, эстонцы и англичане. Для зарубежных участников это действительно особая честь, ведь аналогов “Серебряной шпаге” в мире не существует. Фото: Сергей Чалый Сценическое фехтование – это не просто одна из базовых дисциплин актерского мастерства, но – искусство, можно сказать спектакль в спектакле, который должен не просто восхищать зрителя, но заставлять его сопереживать происходящему. В Европе же популярно так называемое артистическое фехтование – разновидность спорта, цель которого сделать поединок зрелищным. Объяснить различия и приоткрыть некоторые секреты мы попросили человека, чьим искусством наслаждаются зрители “Королевы Марго”, “Графини де Монсоро”, “Гардемаринов III” и других исторических картин – председателя жюри фестиваля, постановщика боев, режиссера, актера и педагога Андрея Рыклина: – В спорте все по-настоящему: противник – всегда противник и итог поединка – победа одного из соперников и поражение другого. В историческом и реконструктивном фехтовании – то же самое. А на сцене и на съемочной площадке действуют законы не спорта, а драматургии: поединок придуман и продуман от первого до последнего движения – импровизация исключается. Актеры – не соперники, а партнеры, и по ходу поединка каждый должен понимать свое тело, ощущать его в пространстве и четко представлять, как то, что он делает, смотрится из зрительного зала. Вот такое чистой воды надувательство, выстроенное по принципам драматургии – завязка-развитие-кульминация-финал – которое доверчивый зритель принимает за правду . При этом шпага в руках актера все равно остается оружием, и об том всегда надо помнить. Обезьяна взяла палку в лапы не только, чтобы бананы сбивать. И пусть мы летаем в космос и делаем ядерные бомбы, даже самая убогая палка по-прежнему выполняет свои функции. В сценическом фехтовании существует незыблемое правило – шпага не должна коснуться партнера – это за пределами профессии. Фото: Сергей Чалый “Серебряная шпага” – пусть это прозвучит нескромно – фестиваль уникальный, единственный в своем роде. Ничего подобного за рубежом нет: на фестивали и даже на “чемпионаты мира” собираются дилетанты, любители красиво помахать шпагой в эффектных костюмах. Для “Шпаги” не зрелищность, но профессионализм был и остается главным критерием, наша школа – лучшая в мире. Да, это соревнование, в котором есть победители, но главное – не в том, чтобы выявить лучших. Мы хотим создать систему, которая будет реально работать в наших театральных школах. Фехтованию уделяют все меньше учебного времени, как и вообще сценическому движению, как и танцам – сдали и забыли. Вузы “экономят”, рассчитывая на то, что, если надо, постановщики выдрессируют любого актера. Увы, если у артиста нет школы, за пару репетиций впечатляющий поединок Гамлета с Лаэртом не поставишь, отсюда мода на замену поединков некими “пластическими этюдами”, особенно в нестоличных театрах, а в кино привлечение дублеров. Фехтование – жесткая форма, его надо поддерживать в рабочем состоянии. “Шпага” - не обычный конкурс, а возможность не только себя показать, но и на мастеров посмотреть. С прошлого года помимо конкурсной программы мы устраиваем для участников “разбор полетов”, чтобы они могли задавать вопросы, разбирать свои ошибки, учиться у более опытных коллег. В идеале “Шпага” должна путешествовать по России, проводиться не только в Москве, но и в других вузах страны, давать мастер-классы, гала-представления победителей. Это вопрос профессионального престижа. И… отсутствия финансов. На одном энтузиазме эту махину не запустить. К сожалению, проводить фестиваль с каждым годом становится все сложнее и именно из-за недостатка средств. Фото: Сергей Чалый В жюри фестиваля по традиции приглашаются признанные мастера – режиссеры и педагоги по пластике, постановщики боев и трюков, каскадеры. В этом году в его состав вошли президент Ассоциации каскадёров России Валерий Деркач, член Российской гильдии режиссёров и педагогов по пластике, доцент Школы-студии МХАТ Андрей Ураев и профессор Театрального института им. Б. Щукина Андрей Щукин, а международного авторитета добавили президент Британской академии сценического боя Роджер Бартлетт и Чешской ассоциации каскадёров Игорь Кристоф. Задача перед ними всегда непростая, ведь следя за стремительно разворачивающимся поединком, сколько бы человек в нем не участвовало, судьям нужно оценить не только мастерство владения клинком и актерской профессией, но и законченность драматургии, адекватность сценографии и, конечно же, историческую достоверность – соответствие приемов, оружия и костюмов выбранному сюжету и эпохе. Наградами достойнейшим на сей раз стали три шпаги и два кинжала, изготовленные известным мастером-оружейником Сергеем Лютровым, а обладателям Гран-при достался меч работы одного из членов жюри – Игоря Кристофа. Фото: Антон Игошев Полторы сотни участников – рекорд за всю историю фестиваля. Астрахань и Ярославль, Петербург и Тула, Воронеж, Нижний Новгород, Казань, Пермь, Северная Осетия и Удмуртия, гости из Монголии и Польши, которая представлена обеими своими театральными столицами – Варшавой и Краковом. География фестиваля всегда удивляет, а программа преподносит сюрпризы. В этом году “вечного” Дюма слегка потеснил Артуро Перес-Реверте, а некоторые даже рискнули со шпагой в руке пересказать комедию Аристофана и сказку про Колобка. Победители в номинациях были объявлены 21 апреля на гала-концерте, прошедшем на сцене театрального центра “На Страстном”. Самому юному участнику фестиваля – Тимофею Иванову, воспитанник Студии сценического фехтования “Volte” всего 9 лет. Его номер “Геройству возраст не помеха” был удостоен приза за яркий дебют. Приз ректора ГИТИСа уедет в Монголию, приз президента фестиваля – в Удмуртию, приз лаборатории педагогов по сценическому фехтованию – в Ярославль. Лучшим трюком оказались “Муки творчества”, продемонстрированные студентами Института современного искусства), а самым оригинальным боем стала “Коррида”, разыгранная их коллегами из Пермского государственного института культуры. Фото: Сергей Чалый Лучшей исполнительницей стала актриса Нижегородского театра “Комедiя” Светлана Тюльпанова (номер "Учитель фехтования”, постановщик Дмитрий Заботин), впервые взявшая шпагу в руки всего год назад! Лучших исполнителей оказалось сразу двое – Артём Васюков и Евгений Застражников из Тульского областного театра юного зрителя, (номер “Месть”, педагог Максим Авдеев). Гран-при фестиваля за лучший бой, а также приз зрительских симпатий достался студентам ВТУ им. Щепкина Илье Крутоярову и Алексею Сахарову (“Сирано де Бержерак”, педагог Иван Калинин). Несмотря на накал конкурсной борьбы на “Серебряной шпаге” не бывает победителей и побежденных, потому что на сцене не бывает победы по очкам. Так что завершение фестиваля не повод вкладывать шпаги в ножны.

Шпаги к бою, господа!
© Ревизор.ru