Войти в почту

Пейзажист на службе Отечеству

Пейзаж как искусство изображения природы проходит в XVIII веке путь от служебной роли декорации для действий героев картины до несущего самостоятельную смысловую нагрузку элемента. Вопрос о взаимоотношении человека и природы, поднятый философами-просветителями, вызвал многочисленные попытки ответа на него со стороны культуры и быта. О творчестве Семена Щедрина рассуждает в своей статье Игорь Юдкевич, постоянный автор ИА REGNUM. В быте дворянского сословия это выразилось в переходе от регулярных парков к ландшафтным, а в предпочтениях изобразительного искусства — отход от парадности к большей естественности. Эта европейская тенденция не оставила равнодушной и русское дворянство, особенно окружение императрицы Екатерины II, мыслящей себя «просвещённой монархиней». Семен Щедрин, еще в ранней юности обнаруживший талант художника, был отправлен по рекомендации Академии художеств в Париж и Рим именно с целью перенять новые веяния в изобразительном искусстве и достижения европейских мастеров. С этой задачей он прекрасно справился, чему свидетельство — его замечательные полотна, донесшие до нас пейзажи, архитектуру и людей XVIII века. Как писал о нем «Памятник искусства» в 1843 году, когда работы Щедрина прошли главную проверку — временем: «Прекрасный выбор пунктов, глубина перспективы, прозрачность воздуха, согласие и последовательность тонов, верность освещения и редкая тщательность работы отличают произведения этого прекрасного пейзажиста и побуждают причислить его к лучшим нашим художникам прошлого (XVIII) столетия…» Статью, посвященную творчеству этого замечательного художника блистательной екатерининской поры, читайте в статье: Эволюция русского пейзажа. Творчество Семена Щедрина Читайте также другие статьи Игоря Юдкевича об общественной роли искусства.

Пейзажист на службе Отечеству
© ИА Regnum