Войти в почту

«Строитель» театра. Худрук воронежской Драмы Владимир Петров о профессии

19 марта в рамках открытого лектория шоу «Театр» все желающие могли задать вопросы заслуженному деятелю искусств РФ, художественному руководителю театра драмы имени Кольцова Владимиру Петрову. «В театре должна быть честность» – Как совмещать профессию режиссера и художественного руководителя? В чем сходства и принципиальная разница этих профессий? - Режиссер, который приезжает для постановки спектакля, и режиссер, который постоянно работает в театре – это разные взаимоотношения. У режиссера, приезжающего для постановки, своего рода курортный роман с театром. Худрук – «строитель» театра, человек, который видит искусство театра в целом. Речь идет о долговременной программе по работе с городом: не всякий город примет то, что любишь ты. Та драматургия, которая нравится тебе, может встречать сопротивление у публики. Когда я приехал в Воронеж, у меня был сформированный репертуар, я знал, чего хочу. Когда встретился со зрителем, понял, что некоторые пьесы не то, что не стоит, нельзя ставить, будет шок, протест. Худруку нужно пристраиваться и к труппе, и к городу. Нужно на уровне интуиции учитывать, что может быть, что не может. Нужно стремиться постоянно говорить с людьми о том, что нравится тебе, в надежде, что зритель это поймет и примет. Обслуживать зрителя, пытаться ему угодить, наверное, не совсем правильно. В театральном процессе должна быть честность. Театр основан на любви. Заниматься нашим делом без любви крайне трудно. Театр – это как любовь: нерациональная трата сил, эмоций. – Как выбираете произведения для будущего спектакля? - Здесь всегда стоит дилемма: ставить то, что тебе хочется или то, что необходимо городу. По первой категории это всегда то, что связано с моим этапом жизни, размышлениями, эмоциональным состоянием. Например, когда влюблен, тебе нравятся одни пьесы, когда разочарован в любви - другие, когда думаешь о стране третьи. Когда речь идет о пьесах кассовых, нужно учитывать, что основная масса зрителей хочет прийти отдохнуть. Таких пьес огромное множество. Но где трудится ваша душа, где трудятся ваши мозги, совершенно непонятно. Это такое бульварное чтиво, которое забывается сразу после прочтения. Бывают режиссеры, которые ставят классические произведения, и они у них очень актуально звучат. Например, вы знаете басню Крылова «Волк и ягненок», украинский режиссер делает инсценировку по этой басне. Ягненок говорит по-украински, а волк по-русски. Любое произведение можно приспособить к тому, что происходит сейчас. Мне кажется, это недостойно. – Как живопись влияет на работу режиссера? Влияет ли она на мизансцену? - Какие-то законы живописи могут быть в работе режиссера, а могут и не быть. Например, принцип золотого сечения. Если нужно построить дисгармоничную картину, то он отметается. Профессия режиссера самая дилетантская в том смысле, что нам нужно много знать и ни в чем из того, что мы знаем, не быть профессионалом. Чтобы стать профессионалом, нужно посвятить этому всю жизнь. Мы знаем по верхам очень многое. Режиссер должен быть музыкальным человеком, должен быть немного художником, писателем, актером, дипломатом. Все в комплексе работает на результат. Есть режиссеры-художники: Роберт Уилсон (его спектакль показывался на Платоновском фестивале), Дмитрий Крымов, Филипп Григорян. «Театр – набор индивидуальностей» – Как строится работа с актерами? - Иногда даже репетиции можно строить иначе в зависимости от драматургии, которую ты берешь. Не должно быть жестких законов. Самое интересное в работе с актером – разгадывание мотивов поведения героев. Для меня очень важно, чтобы каждый мой артист понимал, почему в этот момент именно этими словами он выражает эту мысль. Тогда рождается точность речи, ювелирность интонации, когда нет фальши. Репетиции, наверное, самое интересное, что есть в нашей работе. Спектакль, который уже сделан, - как отплывающий корабль, которому можно только помахать рукой. Стремление к результату всегда интереснее, чем сам результат. Еще мне нравится учиться самому параллельно с артистами. Когда мы работаем над классикой, поднимается большой слой культуры, который сопутствует классическому произведению. – Можно ли одновременно быть хорошим актером и режиссером? - Очень много режиссеров, которые вышли из актеров. Любимов до 42 лет ничего не ставил. Мейерхольд, Станиславский были актерами. Есть режиссеры, которые не имеют никакого отношения к актерскому искусству, есть режиссеры, которые не имеют режиссерского образования, например, Кирилл Серебренников. Мне кажется, что режиссеру необходимо иметь актерскую школу. Мне легче рассказать, когда сам могу через себя пропустить предлагаемые обстоятельства. Какой бы ни был режиссер, какой бы способ работы с артистами он ни выбирал, если у него есть результат, дай ему Бог здоровья. Сейчас только государство требует дипломы. Само по себе образование – это школа, которая помогает систематизировать знания, но она не гарантирует наличие таланта. Талант может проявиться в любом возрасте. Работать над собой без удовольствия невозможно, а получение удовольствия от работы – это уже талант – Как вы подбираете актеров в труппу? - Театр – набор индивидуальностей. Мне не нужно два Гамлета, четыре Джульетты. Пьеса «Горе от ума» считалась у антрепренеров идеалом трупп. Набор индивидуальностей позволяет сыграть большой набор пьес. Когда в театре существует труппа, и есть определенные амплуа, естественно я беру то, чего у меня нет. И это не значит хороший вы или плохой. Начните с Библии – На каких театральных школах строится русский театр? - Станиславский. Но это нисколько не отметает индонезийский театр, Кабуки и другие театры, которые существуют в мире. Многие режиссеры обращались и к восточному театру, и к Дель арте, масочному театру. В конечном итоге главная цель любого искусства – попасть из головы в сердце. Так строятся все театры, просто разная ментальность народов предполагает разный путь. – Какие работы необходимо изучить для базового знакомства с миром театра? - Спектакли Георгия Товстоногова, Анатолия Эфроса, Петра Фоменко, Юрия Любимова, Анатолия Васильева. Из зарубежных корифеев – Питер Брук, Ежи Гротовский. Целая плеяда интересных прибалтийских режиссеров: Эймунтас Некрошюс, Оскарас Коршуновас, Алвис Херманис, Миндаугас Карбаускис, Римас Туминас. Современнее российские режиссеры: Юрий Бутусов, Кирилл Серебренников, Константин Богомолов, Филипп Григорьян. – Какой минимальный багаж знаний по литературным произведениям должен быть у актеров? - Чем больше вы знаете, тем жизнь ваша прекраснее. Хотя бы для начала прочтите Библию, потому что вся мировая живопись, многие театральные спектакли выходят из этих сюжетов.

«Строитель» театра. Худрук воронежской Драмы Владимир Петров о профессии
© АиФ