Войти в почту

От блокады до «Варяга». Лучшие фильмы режиссера Виктора Эйсымонта

Лауреат нескольких Сталинских премий, заслуженный артист РСФСР после окончания Ленинградского института сценического искусства трудился помощником режиссера на известных картинах 1930-х «Златые горы», «Встречный», «Подруги», «Друзья», а первую самостоятельную ленту «Четвертый перископ», повествующую о кознях врага во время учения отечественных подводных лодок снял в преддверии Великой Отечественной войны. SPB.AIF.RU вспомнил пять известных фильмов, созданных Виктором Эйсымонтом. «Фронтовые подруги» (1941) Вторая по счету самостоятельная картина постановщика получила Сталинскую премию. Военная лента «Фронтовые подруги» вышла на экраны в мае 1941-го. Из-за того что картина появилась за месяц до начала ВОВ, массового зрителя обрести просто не успела. Однако в прессе «Фронтовых подруг», повествующих о Финской войне, приняли более чем благосклонно. Сталинской премии был удостоен сценарист картины Сергей Михалков, который дебютировал в новом для себя качестве. Также награды получили оператор и исполнительница главной роли Зоя Федорова. Согласно сюжету ленты, в первые же дни группа девушек-добровольцев отправляется на фронт. Юные санитарки и медсестры в госпитале и на передовой помогают врачам спасать раненых солдат, с оружием в руках принимают участие в борьбе с врагом. Главная героиня Наташа Матвеева, проводив на фронт своего возлюбленного, выхаживает тяжелобольного разведчика Андрея Морозова (Борис Блинов). Разгоревшееся чувство к молодой медсестре не дает пациенту покоя. Не только в отечественной прессе фильм заслужил хвалебных отзывов. Одна из американских газет писала о «Фронтовых подругах»: «Новый советский фильм настолько правдив и убедителен, что его значение далеко выходит за рамки сюжета. Это исключительно интересное зрелище. Виктор Эйсымонт показал мастерство и исключительное чутье в плане кинематографического воздействия». «Жила-была девочка» (1944) В ходе Великой Отечественной войны Эйсымонт, как и почти все режиссеры, работал над боевыми киносборниками. Для одного из них он снял короткометражку «Один из многих». Однако одна из своих самых известных лент режиссера вышла в 1944 году. В ней он показал закулисье страшной войны. Кадров грандиозных боев для фильма «Жила-была девочка» ему не понадобилось. Картина повествует о жизни блокадного Ленинграда, ставшего для постановщика родным в годы учебы. Фильм рассказывает историю двух маленьких блокадниц – пятилетней Катеньки и семилетней Настеньки. Дети наравне со взрослыми перенесли все тяготы войны. Эйсмонт мастерски перемешал в картине сцены суровой действительности с трогательными детскими играми. Фильм снимали непосредственно в ходе ВОВ, что дает возможность зрителю максимально приблизиться к тому страшному моменту и никогда не забывать произошедшей с человечеством беды. Во многих странах лента прошла с большим успехом. «Жила-была девочка» получила приз на седьмом Венецианском кинофестивале. «Крейсер «Варяг» (1946) Второй картиной Эйсымонта, за которую постановщик получил Сталинскую премию, стала лента о подвиге российского бронепалубного крейсера в ходе Русско-японской войны. Слабые ходовые характеристики построенного в США судна оставили корабль накануне военных действий в корейском порту Чемульпо. Здесь в феврале 1904 года «Варяг» занимался охраной русской миссии и исполнял обязанности стационера на рейде. Япония в течение долгого времени форсировала усилия по подготовке к войне, что позволило ей добиться значительного превосходства в силах над дальневосточной группой российских войск. Капитан крейсера Всеволод Руднев, которого в фильме блестяще исполнил Борис Ливанов, получил от японского контр-адмирала Сотокити Уриу ультиматум, в котором было сказано – Япония и Россия находятся в состоянии войны. «Корейцу» и «Варягу» предложили до полудня покинуть рейд, или японская эскадра попросту уничтожит их. Руднев принял решение прорываться из залива, вступив в неравный бой. После выстрела японского крейсера «Асама» началась часовая битва. Руднев впоследствии рапортовал, что «Варяг» сумел потопить один миноносец и даже повредить «Асаму». Впрочем, в японских архивах о потерях с их стороны указано не было. Российский же крейсер получил порядка 11 пробоин в битве. На «Варяге» погибли 30 матросов и один офицер, еще 191 человек были сильно или легко ранены. На «Корейце» же потерь не было. Всеволод Руднев посчитал, что корабль уже не сможет продолжать бой, после чего он отправился обратно в Чемульпо. Там команду свезли на нейтральные корабли, а «Варяг» затопили. Через нейтральные порты моряки с двух судов вернулись на родину. Героев в Петербурге встречал император Николай II. К моменту съемок картины корабль уже покоился на дне Ирландского моря, поэтому в его роли выступил легендарный крейсер «Аврора», который киношникам пришлось значительно «загримировать», изменив его облик. «Александр Попов» (1949) В тандеме с режиссером Гербертом Рапопортом Эйсымонт поставил биографический фильм о жизни и деятельности выдающегося российского физика-электротехника, изобретателя радио Александра Степановича Попова. Созданный им беспроволочный телеграф впервые был применен в тяжелейших условиях полярного Севера, спасении людей, оказавшихся на льдине в открытом океане. На главную роль здесь взяли одного из любимых актеров Иосифа Сталина, народного артиста СССР Николая Черкасова. Также в состав исполнителей вошли блестящие Александр Борисов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев и Бруно Фрейндлих. Для режиссера это был последний фильм, за который он получил Госпремию. В оставшиеся годы жизни он старался снимать только детские ленты, в числе которых, к примеру, были известные «Судьба барабанщика» и «Два друга». «В добрый час» (1956) В середине 1950-х Эйсымонт взялся за добрую советскую мелодраму «В добрый час!», которую очень тепло встретил зритель. Главную роль здесь получил популярный в то время актер Леонид Харитонов. Компанию ему составили Виктор Хохряков, Галина Самохина и Олег Голубицкий. Картину сняли по повести Виктора Розова о выпускниках школы 50-х годов, пытающихся – в меру своих привязанностей и увлечений – выбрать свой собственный путь в жизни. Фильм закручивается вокруг московской семьи, в которую подселяется родственник-абитуриент из Сибири. Харитонову здесь досталась одна из центральных ролей. Он играет сына Андрея, закончившего школу, но ещё не определившегося с выбором дальнейшей профессии. В целом, картина полностью оправдывает свое название. Фильм в «Добрый час!» – о честности и порядочности людей – по какой-то причине сегодня редко показывают по ТВ, отдавая предпочтение рейтинговым блокбастерам, однако пользователи Интернета спустя многие десятилетия высоко ценят ленту Эйсымонта.

От блокады до «Варяга». Лучшие фильмы режиссера Виктора Эйсымонта
© АиФ Санкт-Петербург