Войти в почту

В столицу привезут кино бывших союзных республик

Форум национальных кинематографий был задуман как своеобразный смотр достижений на постсоветском кинопространстве и проводится в российской столице с 1994-го года. В силу разных причин благое во всех отношениях мероприятие ушло из московской афиши после августа 2011-го года, когда Форум был проведён в пятнадцатый раз. С тех пор киноманам, интересующимся, какие фильмы снимаются в бывших советских республиках, приходилось «ловить» их то там, то здесь — быть может, на ММКФ, иногда — на ретроспективных показах. В последний год, надо заметить, ситуация стала чуть-чуть, но выправляться: появились энтузиасты, начавшие выпускать картины из ближнего зарубежья в более-менее широкий прокат. Понятно, что хитами эти ленты не становились — для кассового успеха необходимы усилия совершенно иного уровня, но сам факт подобного разнообразия в наших кинозалах — весьма отраден. Важен, безусловно, и данный форум — и в качестве площадки встречи старых друзей (фильмы представят их создатели), и как возможность, допустим, получше узнать, из чего складывается соответствующая номинация нашей Национальной кинопремии «Ника». Ведь приз за лучший фильм стран СНГ и Балтии вручается у нас каждый год, а кому и за что — рассказать сможет далеко не каждый. Программу Шестнадцатого Форума национальных кинематографий, который пройдет с 17-го по 24-е декабря в кинотеатре «Иллюзион», составили фильмы, созданные в близких к нам странах за последние два года и, по словам Президента Форума Рустама Ибрагимбекова, «представляющие взаимный интерес». От Казахстана — «Чума в ауле Каратас» (реж. Адильхан Ержанов), драматическая повесть о том, как чиновники далёкого аула скрывают факт местной эпидемии ради сохранения «старых традиций». От Армении — документальный «Тупик» Арутюна Хачатряна, рассказ о непростой жизни семьи армянских иммигрантов в недружелюбной Америке. Таджикистан представлен двумя картинами: «Преодоление» (реж. Умедшо Мирзоширинов) — о любви русского парня и мигрантки из горного селения, столкнувшихся с изжившими себя стереотипами; «Воздушный Сафар» (реж. Далер Рахматов) — о том, как воздушный шар однажды нарушил размеренную жизнь далёкого горного селения. «Заика» (Кыргызстан, реж. Эрнест Абдыжапаров) — мелодрама о том, как заикание становится для молодого саксофониста помехой в отношениях с понравившейся ему девушкой. «Подробности осени» (Узбекистан, реж. Зульфикар Мусаков) — драма о переплетениях судеб: он отсидел за драку, она бежит от избивающего её мужа… Несколько фильмов сняты в копродукции, в их числе — ещё одна документальная лента: «Прощальные гастроли» (Эстония — Кыргызстан, реж. Татьяна Мюльбайер). Её герою, казалось бы, далеко до завершения карьеры: Сайфулле всего шесть лет; но отец настаивает на том, чтобы самый юный в мире канатоходец прекратил выступления… «Красный сад» (Азербайджан — Россия, реж. Мирбала Салимли) расскажет про то, как школьный учитель с женой, не сумевшие завести собственного ребёнка, как-то раз встретили на своём пути мальчишку-сироту… «Дом для русалок» (Эстония — Узбекистан — Россия, реж. Ёлкин Туйчиев) — фильм-притча о любви взрослого мужчины и молодой девушки; этой картине уже повезло побывать в нашем прокате прошедшим летом. То же можно сказать и о фильме Эльдара Шенгелая «Кавказское трио» (Россия — Грузия — Испания) — его российский прокат начался буквально в минувшие выходные: здесь для решения одной большой проблемы объединятся старые друзья — армянин, азербайджанец, грузин. Эту ленту, кстати, покажут на открытии XVI Форума национальных кинематографий 17-го декабря — вместе с короткометражными документальными работами «Для мира» (Армения, реж. Арка Манукян) и «Человек. Трилогия» (Россия, реж. Мурад Ибрагимбеков). Российский игровой кинематограф заявлен сразу тремя названиями. Про «Птичку» Владимира Бека мы уже пару раз писали — это история про то, как юные воспитанники летнего лагеря влюбились в своих вожатых (не настолько, впрочем, скандальная, чтоб про это прознали бдительные депутаты: была б тогда фильму бесплатная реклама). И две ленты представят феномен якутского кино. В центре картины Татьяны Эверстовой «Его дочь» — живущая в глухой деревне и познающая мир первоклассница Таня. «Заблудившиеся» Алексея Амбросьева — реальный случай из жизни двух парней, заблудившихся в Верхоянских лесах и два месяца проплутавших по бескрайней суровой тайге. Ещё раз отметим, что вход на все показы в рамках Форума национальных кинематографий (17−24 декабря, кинотеатр «Иллюзион») — свободный.

В столицу привезут кино бывших союзных республик
© Ридус