Войти в почту

Сергей Безруков: Старался быть гением без помощи дублера

В картине «После тебя», выходящей в прокат в октябре, Сергей Безруков сыграл солиста Большого театра Алексея Темникова, в ком угадываются черты молодого Барышникова. Такого Безрукова мы еще никогда не видели! На какие жертвы пришлось идти в ходе работы над образом и о своих любимых ролях народный артист России Сергей Безруков рассказал «ВМ».— Вы видели сложный артистический мир из-за кулис отцовского театра. У многих этот взгляд «изнутри» отбивает охоту идти в эту профессию. У вас сомнения были? — Так случилось, что отец сумел мне привить любовь к театру, поскольку театр — это не только трудности, это еще и большая радость. С раннего возраста я постоянно был за кулисами или сидел рисовал в отцовской гримерной. Я пересмотрел все взрослые спектакли в Пушкинском — и из партера, и с галерки, из-за кулис и из ложи. А потом отец перешел в Театр сатиры. Тут жизнь подарила мне уникальную возможность видеть на сцене и общаться с его легендарными актерами — Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. — Спустя много лет вы создали на экране впечатляющие кинообразы — Пушкин, Есенин… Как при такой востребованности и популярности вам удалось не забронзоветь? — Это серьезная тема. Никакая звездная болезнь не грозит, если вкалываешь изо дня в день. Потому что ты каждый раз рискуешь, совершенно не представляя, как тебя зритель примет в новом качестве, в новом амплуа... Кстати, частью этого «не забронзоветь» является умение артиста во время сказать себе и миру «Нет!» У меня ведь были фильмы до «Бригады» и после нее. До «Бригады» было одно восприятие меня как артиста, после этого фильма — иное. И поверьте, мне было очень непросто сломать стереотип, сменить амплуа своего героя — жесткого, решительного и неоднозначного бандита. Тем более что у меня была мечта, роль, к которой я шел долгие годы, — Сергей Есенин. — Вы производите впечатление успешного человека с высокой самооценкой... — Я постоянно чем-то недоволен в своей работе, что-то меняю, добавляю в старый образ. Но это ведь и есть развитие? Чтобы быть разным, я всегда для себя ставил большое количество задач, в том числе и невыполнимых. Вот, например, в новом фильме «После тебя» я сыграл артиста балета, гения в своем деле. — Мы действительно вас таким раньше не видели. Ваш погруженный в себя Темников живет в замкнутом внутреннем мире. Но в танце он — необузданная стихия. — Этот фильм — серьезный этап. И думаю даже, что еще и поворотная точка в то самое новое, с чего пойдет другое развитие. Картина потребовала огромной физической подготовки. Пришлось сесть на диету, усиленно заниматься гимнастикой. Я вспомнил станок, мне пришлось потянуться. Конечно, там был дублер, но очень многое я делал сам и без всякой компьютерной графики. — Кроме кино, вы ведь еще и пробуете себя в ипостаси художественного руководителя Московского губернского театра. Какую задачу здесь ставите перед собой? — Сделать наш театр таким же узнаваемым, как «Табакерка» или Мастерская Фоменко. Я собираюсь ставить спектакли в разных жанрах. Вот, например, «Нашла коса на камень» по Островскому с Дмитрием Дюжевым в главной роли. Я сам сделал инсценировку, задумал создать огромный губернский город, в котором много красивых людей, различные судьбы, характеры, описанные драматургом. Где четко видна черта между бедностью и богатством, которая проходит красной линией. Это очень атмосферный спектакль, атмосферу создают звуки, интонации, паузы, тишина. И она начинает выстраиваться уже с фойе. А вот «Сон разума» — совсем другой жанр, это фантасмагория по Гоголю, один из самых сложных технических спектаклей в Москве. Или вот спектакль «Веселый солдат» по Астафьеву с Борисом Галкиным в главной роли, который играет самого писателя. Из настоящего он вглядывается в прошлое, в себя — молодого, веселого солдата, прошедшего войну. Заново проживает свою жизнь — первую юношескую влюбленность, ранение, потерю, первого убитого немца. Борис Сергеевич хорош — он 30 лет не выходил на сцену, и это одна из его лучших ролей. Впереди много задумок — и Шукшин, и Толстой. Я и тут стараюсь пробовать все, не замыкаться в одном направлении. — Бытует мнение, что не только артист выстаивает образы, но и образы мистическим образом иногда влияют на судьбу артиста. Вы играете роль Попричного, одержимого бесами, роль повесившегося журналиста в «Психе», роль Есенина — не боитесь? — В голове моего Попричного присутствует борьба, присутствует безусловно лукавый, который, меняя обличье, практически разрушает сознание моего героя, провоцируя его на бунт против власти департамента, против власти начальства, провоцируя, давая ему возможность стать испанским королем Фердинандом. Но тут важно понимать, кто его провоцирует? Против кого он борется? В конечном итоге у зрителя должно родиться ощущение потерянного сознания, взывания к Богу о спасении. Я лично не боюсь. Я защищаюсь молитвой. И мой Попричный взывает к Богородице: «Пожалей о своем родном дитятке!» А если ты обратился к Богу — он тебя спасет обязательно. Самое главное — обратиться и помолиться. СПРАВКА Сергей Безруков родился 18 октября 1973 года в Москве. В 1994 году окончил Школу-студию МХАТ (Мастерская Олега Табакова). С 1993 года работает в Театре под руководством Табакова. Снимался в фильмах и сериалах: «Бригада», «Участок», «Мастер и Маргарита», «Есенин», «Китайский сервиз», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и других. В марте 2013-го стал художественным руководителем Московского областного дома искусств «Кузьминки». С января 2014 года — художественный руководитель Московского губернского театра. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Сергей Безруков: Важно, с чем зритель уйдет со спектакля В Московском губернском драматическом театре состоялась премьера спектакля «Вид с моста» по пьесе американского драматурга Артура Миллера. Но худрук театра Сергей Безруков старается не останавливаться на достигнутом (далее...).