Войти в почту

Создатель Д'Артаньяна

Георгий Юнгвальд-Хилькевич был госпитализирован 3 ноября. Его состояние оценивалось как крайне тяжелое, он был помещен в реанимацию хирургического отделения Боткинской больницы; позже стало известно, что врачи держат 81-летнего режиссера в медикаментозном сне, а дышит он с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Причиной смерти Юнгвальд-Хилькевича стала сердечная недостаточность, сообщает ТАСС со ссылкой на слова супруги режиссера. Она сказала, что вопрос о прощании и похоронах будет решен в течении дня. По первому образованию Георгий Юнгвальд-Хилькевич — архитектор, по второму — театральный художник; так уроженец Ташкента пытался найти свой путь в жизни. Театр, по его собственному признанию, ему нравился тем, что после спектаклей оставались декорации и костюмы, созданные им как художником. Дело было в 60-е, он работал в ташкентских театрах, но вскоре выяснил, что кино — это все же что-то иное. В 1966-м Юнгвальд-Хилькевич заканчивает Высшие курсы сценаристов и режиссеров и отправляется в Одессу, на местную киностудию, где снимает свой дебютный фильм — комедию «Формула радуги», в которой играли Георгий Вицин, Фрунзик Мкртчян, Савелий Крамаров и Наталья Варлей, для которой это была первая роль в кино. Эта картина о роботе — двойнике реального человека в прокат вышла только через 20 лет, хотя похожие по сюжету «Его звали Роберт» и «Приключения Электроника» пользовались успехом. Но для молодого режиссера невыход фильма на экраны не стал завершением карьеры. Ему доверили снимать революционный приключенческий фильм о том, как большевики до революции ввозили в царскую Россию оружие под видом театрального реквизита. Съемки проходили трудно, менялся сценарий, Юнгвальд-Хилькевич долго отстаивал выбранного им на главную роль актера — и в итоге вышли «Опасные гастроли» с Владимиром Высоцким, принесшие постановщику первую известность. Известность эта, впрочем, была своеобразной. Идеологи КПСС так и не смогли простить ему ни превращения истории партии в какой-то водевиль, ни Высоцкого в кадре. «Начался весь ужас моей биографии при коммунистах, — вспоминал он в одном из интервью, — Меня не упоминали вообще нигде, даже опубликовали статью, где последними словами крыли мой очередной фильм. Писали «не совсем молодой режиссер» или, наоборот, «слишком молодой». Но фамилию мою нельзя было писать, даже со знаком «минус» Но до запрета на профессию снова дело не дошло. В тот же год вышел приключенческий фильм «Внимание, цунами!», для которого Высоцкий написал две песни, через два года — военный фильм оп повести Василия Земляка «Дерзость», детский фильм «Петька в космосе» и сказка «Туфли с золотыми пряжками». С каждым фильмом Юнгвальж-Хилькевич все больше и больше становился режиссером именно музыкального кино. И высшей точкой этого движения стала вышедшая в 1977 году музыкальная экранизация романа Александра Дюма «Д'Артаньян и три мушкетёра». В этом телефильме собралась замечательная плеяда актеров. Мушкетеров сыграли Михаил Боярский, Вениамин Смехов, Валентин Смирнитский и Игорь Старыгин, в роли короля Людовика блистал Олег Табаков, а королевы Анны — Алиса Фрейндлих. Герои картины пели — и эти песни, написанные композитором Максимом Дунаевским, через какое-то время распевала вся страна. А Д'Артаньян — за несколько лет до подобного превращения Шерлока Холмса, сыгранного Василием Ливановым, — вдруг стал русским народным героем. И до сих пор этот бедный гасконский дворянин, покоривший Париж, у жителей бывшего СССР ассоциируется исключительно с образом, который воплотил на экране Боярский. Удивительно, но ведущий режиссер советского музыкального кино так и не стал народным артистом. Его словно бы не замечали до самого распада страны — и только в 1990-м, когда ему было 55 лет, он получил звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»; через пять лет отметили его и на Украине, вспомнив, что Одесской киностудии он отдал более 25 лет. Но сам режиссер, кажется, на отсутствие наград не обращал внимания. Он делал то, что умел лучше всего — снимал музыку в кино. «Ах, водевиль, водевиль…», для которого пела Жанна Рождественская, «Сезон чудес» с Боярским и Аллой Пугачевой, «Выше Радуги», сделавший звездой Владимира Преснякова-младшего. Еще одна экранизация Дюма-отца — «Узник замка Иф» с песнями, исполненными Александром Градским. В 1990-м Юнгвальд-Хилькевич переехал в Москву и вернулся к своей второй специальности — работал художником и главным режиссером в театре кошек Кулачева. Снимать кино он, конечно не перестал — вышли три продолжения «Мушкетеров», уже, впрочем, не попавшие во время, но от этого не менее музыкальные. Свои работы в кино он называл музыкой, которая сопровождалась картинками. «В звуках можно выразить все. И потом фильмы, в которых музыка является одной из основ драматургии, не стареют», — говорил он. Действительно, не стареют — и остаются в памяти зрителей. Как и их создатели.

Создатель Д'Артаньяна
© ТАСС
Газета.Ru: главные новости