Войти в почту

Великий обыватель

В Москве вчера на 84-м году жизни умер народный артист СССР Лев Дуров. Великий театральный режиссер Анатолий Эфрос сказал когда-то о Дурове слова, которые редко какой режиссер скажет об актере: "Дуров включается в роль всем своим существом. Все его натренированное тело выражает сущность момента. Его отдача роли как бы не имеет границ". Дуров был неразлучен с Эфросом четверть века с лишним, переходя за ним из театра в театр: из Центрального детского театра, куда выпускник Школы-студии МХАТ пришел служить осенью 1954 года, в Театр имени Ленинского комсомола, затем -- в Театр на Малой Бронной, где Дуров сыграл свои самые громкие театральные роли -- Чебутыкина (1967) и Тибальда (1970), Яго (1976) и Жевакина (1975). По словам Эфроса, не было такой режиссерской задачи, если не дурной фантазии, которую Дуров не смог бы исполнить,-- даже если речь шла о том, чтобы в ужасе от появления Каменного гостя взобраться на отвесную стену. Немудрено, что Дуров слыл чемпионом по количеству полученных на съемочных площадках травм, в том числе смертельно опасных. Он был из тех самых Дуровых, род которых известен в России с 1540 года: придворные и прославленные цирковые артисты, настоятельница Новодевичьего монастыря и кавалерист-девица. Но в его облике не было ничего ни аристократического, ни героического, ни возвышенного. Мужчина -- если не сказать "мужичок", "мужчинка" -- как все. Разве что чуть утрированные, укрупненные природой черты лица придавали его обыденности то, что называют характерностью. Эта характерность и обрекла его главным образом на роли эпизодические или второго плана. В огромной -- свыше 200 ролей -- фильмографии Дурова главные роли можно пересчитать по пальцам. Но как бы ни мал был его эпизод, отдача роли все равно не имела границ: он додумывал от и до жизнь любого своего персонажа — будь то упивающийся собственной подлостью гестаповский агент Клаус в "Семнадцати мгновениях весны" (1973) Татьяны Лиозновой, которого Дуров придумал как несостоявшегося поэта; или чудак по фамилии Ангел — провинциальный гений, сделавший открытие, над которым билась героиня фильма Александра Прошкина "Ольга Сергеевна" (1975); или собирающий народ для "разврата" официант в "Калине красной" (1973) Василия Шукшина. Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2792268

Великий обыватель
© Коммерсантъ