Войти в почту

Николай Валуев раскроет детали громкого похищения картины из Пушкинского музея

В 1965 году из Пушкинского музея похитили картину «Святой Лука» голландского мастера Франса Хальса. Кто и зачем заказал шедевр? Об этом новое расследование «Исторического детектива» с Николаем Валуевым.

Николай Валуев раскроет детали громкого похищения картины из Пушкинского музея
© Мир24

«В Советском Союзе картины не воруют!» – заявила министр культуры Екатерина Фурцева накануне кражи. Работу голландца привезли на выставку в Москву по ее личному распоряжению.

«Фурцева объявила, что картины из музеев воруют только на Диком Западе, где правит чистоган. А в Советском Союзе кому нужны картины из музея? Тут вдруг ее воруют, это был большой скандал», – рассказывает художник Дмитрий Шагин.

Фурцева была уверена – это попытка опорочить ее в глазах Никиты Хрущева, но следователи рассматривали не только политический мотив преступления. Удивлял почерк – похититель орудовал тупым ножом.

«Если бы тут работали специалисты, а тем более был кто-то причастен из сотрудников музея, то как минимум картина была бы вырезана максимально аккуратно для того, чтобы сохранить холст, все, что связано с живописью», – отметил начальник антикварного отдела ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в 2004-2014 годах Владислав Кириллов.

Но отпечатков не было, а собаки след не взяли. Может, кто-то подготовил «непрофессионала»? Ведь в Союзе были и частные коллекционеры.

«Если ты был коллекционер, для которого это было работой, бизнесом, то есть ты пытался торговать, то это уже было хождение на грани уголовной статьи, потому что сразу подразумевалась спекуляция. Продажа может быть, даже золото может быть, даже валюта, то есть это неодобряемая торговля», – указывает писатель, историк изобразительного искусства Софья Багдасарова.

Проверили и иностранный след. Гражданин Бельгии пристально рассматривал картину за несколько дней до кражи. Ему подстроили ловушку, через агента предложили купить другую работу голландского мастера.

«По всей видимости, из-за того, что органы пожалели, пожадничали, либо не было возможности показать некую настоящую работу из запасников какого-нибудь значимого музея, человек понял, что это подделка», – продолжает Владислав Кириллов.

Этот подозреваемый вскоре покинул Советский Союз, очередной след оборвался. Как попался похититель, кого он назвал заказчиком и почему оказался один на скамье подсудимых, расскажет Николай Валуев в новом выпуске «Исторического детектива».

Новый выпуск «Исторического детектива» с Николаем Валуевым смотрите в субботу, 11 ноября, на телеканале «МИР» в 8:40.