Войти в почту

Последний из «красных мамонтов»

Известно, что Егора Лигачева и его идейного противника, главного редактора одного из важнейших печатных СМИ периода перестройки - журнала «Огонек» Виталия Коротича связывали непростые отношения.

Последний из «красных мамонтов»
© Мир новостей

Как-то в одном из споров Егор Кузьмич выпалил Виталию Алексеевичу: «Так ты говоришь, что я вымирающий динозавр? Мамонт? А ты не задумывался над тем, что после эпохи динозавров начинается эпоха крыс? Вы еще о нас, мамонтах, пожалеете...» Сегодня это выглядит как сбывшееся пророчество...

Журналист «Мира новостей» познакомился с Егором Кузьмичом в первых числах августа 1993-го. Удивило, что он легко согласился уделить внимание молодому журналисту, я тогда рассказал ему о своем походе к Горбачеву, чтобы тот помог мне с учебой в вузе.

- Горбачев, может, и пообещает поддержать вас, но слова не сдержит в свойственной ему манере. Постарайтесь обратиться к Жириновскому, хоть я его не очень люблю, но мне кажется, он более обязательный человек, - посоветовал тогда мой собеседник. - А Горбачев - политический труп, хотя физически этот человек без сердца и разума меня переживет, - добавил тогда Лигачев.

Был он в те годы моложавым, ходил прямо, стремительно и на свои 73 года явно не выглядел. Через десять лет мы разговаривали с Егором Кузьмичом в его рабочем кабинете в Государственной думе. Это был уже другой человек: ссутулившийся, с одышкой, выглядевший на свой возраст. Я поинтересовался, почему он так изменился за десять лет.

- Когда мы познакомились, я официально не работал, а теперь вот несколько лет в депутатах. Каждый день я вхожу в это здание, а тут очень тяжелая энергетика. Еще года три назад не ощущал своего возраста, не поверите: стал стареть в этих стенах. Ну а главное - жену недавно похоронил, мы прожили вместе 50 лет, - тяжело вздохнув, заметил Лигачев и продолжил: - Тут еще с некоторыми товарищами по партии у меня осложнились отношения. Они, как когда-то Горбачев, становятся политическими флюгерами, пока еще надеюсь на их благора­зумие, но надежд все меньше.

Через несколько лет их пути с Зюгановым разошлись, из-за разногласий с лидером КПРФ Лигачев покинул партию. Искренний, порядочный, Лигачев обвинял бывших товарищей в «непоследовательном и нерешительном» курсе, который не позволил КПРФ возглавить протестное движение.

- Руководство партии лишено ясных для общества коммунистических принципов. Ревизия марксизма-ленинизма приводит к оппортунизму, соглашательству с политикой буржуазного режима. Фактически забыт классовый подход. В последние годы в числе депутатов от КПРФ все больше представителей олигархического капитала и партчиновников, - с горечью выступал Лигачев.

Несмотря на их разногласия, ЦК КПРФ в ноябре прошлого года подготовил поздравление к столетнему юбилею Лигачева. По слухам, принимать эти поздравления принципиальный коммунист отказался. Сын Егора Кузьмича, ученый Александр Егорович Лигачев, сам пожилой человек, ровесник Зюганова, в прошлом году, рассказывая об отце, заметил, что лишь по просьбе своих давних товарищей он зарыл топор войны глубоко в землю, чтобы не было в КПРФ раскола. Известно, что он не раз предупреждал лидера партии: «Ты не прав!», как когда-то его знаменитый отец обессмертил эту фразу, обратившись к Ельцину: «Борис, ты не прав!»

В 1989-м Лигачев-старший написал Михаилу Горбачеву два письма с требованием созвать внеочередной пленум ЦК КПСС, потому как перестройка свернула с верного пути, а Советскому Союзу грозил распад. И уже через два года сбылись все его опасения: великую страну стерли с политической карты мира.

Когда я интересовался у Лигачева, кто более виноват в разрушении СССР - Горбачев или Ельцин, - он отвечал, что виноваты оба: первый из-за своей слабости не смог сохранить страну, а второй разрушил ее осознанно, и дал главное объяснение, почему это произошло так скоро:

- Перестройку мы задумывали для улучшения советской системы. Она поддавалась реформированию. Это доказано всей прошедшей историей: НЭПом, индустриализацией, переходом на военную, затем на мирную экономику, наконец, опытом коммунистического Китая. Однако Горбачев и его новое окружение посчитали «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...» Что из этого вышло, всем известно.

Егор Кузьмич горестно продолжил:

- Это было перерождение группы руководителей-коммунистов в Центре и в республиках, жаждавших личного богатства и безраздельной власти. Они решили разрушить партию и страну, чтобы забрать народное добро в свои руки. Многие стали миллионерами. Сами или их родственники, что одно и то же.

В своем последнем интервью в канун 100-летнего юбилея Егор Кузьмич говорил:

- Жизнь прошла не напрасно. Если говорить про смысл моей жизни, то я не боюсь этих высоких фраз. Я посвятил свою жизнь служению народу, улучшению жизни людей.

И мы подтверждаем эти слова: на любом отрезке своей жизни он был честен и искренен.

Андрей Князев.

Фото: В. Мусаэльян/Фотохроника/ТАСС