Войти в почту

Волгоградские следователи вызывают узников нацистских концлагерей. Комментарий Георгия Бовта

Следственный комитет начал рассылать повестки более тысячи бывшим узникам нацистских концлагерей, которые проживают в Волгоградской области, сообщает «Новая газета». Это происходит в рамках уголовного дела о геноциде со стороны немецко-фашистских захватчиков.

Волгоградские следователи вызывают узников нацистских концлагерей. Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

В СК хотят использовать в деле воспоминания очевидцев. Речь идет также о расстрелах, убийствах голодом и захоронении заживо мирных жителей в 15 населенных пунктах Сталинградской (ныне Волгоградской) области.

В последнее время все, что связано с Великой Отечественной войной, принято комментировать очень осторожно. Одна причина понятна — она существовала с момента окончания страшной войны и состоит в том, что, потеряв не менее 27 млн человек, а по некоторым данным, более 40 млн, мы не можем как бы отстраненно рассуждать о едва ли не самой страшной трагедии в истории нашего народа. Великая победа, доставшаяся огромной кровью, — это то, что объединяет нацию, как ничто другое.

Вторая причина — более свежая — состоит в том, что по мере того как на Западе участились попытки ревизовать историю Второй мировой войны, с российской стороны последовали ответные действия. Появились законопроекты, предусматривающие новые формы ответственности и за «пересмотр итогов войны», и за «оправдание нацизма», и много чего еще подобного. Объективно — все правильно. Однако субъективно существует вероятность попасть «под замес» со стороны тех деятелей, кто попросту спекулирует на священной памяти нашего народа.

Ну, примерно как есть же такое явление, как «фальшивые ветераны», которые на 9 мая напяливают ордена и медали, которыми их никогда не награждали. Но указать на такую фальшь вслух многим вроде как неловко. Мало ли. Как неловко бывает указать на те проникнутые фальшью мероприятия чиновников, которые устраивают как бы в память о войне и ветеранах, а на деле — чтобы выслужиться «политически безошибочным» мероприятием. И, опять же, скажет кто, что это фальшь и профанация — и уже можно схлопотать в ответ обвинения в неуважении к памяти павших, а то и статью насчет «оправдания нацизма» или «фальсификации истории войны». Такие обвинения может спровоцировать любое исторически неграмотное, пусть и неумышленное или просто неосторожное слово. Вообще, любой отход от канонической истории и формата подачи чреват подобными обвинениями.

Вот тем же волгоградским следователям никто, видимо, не осмеливается сказать, что те занимаются профанацией, вызывая повестками пожилых людей на допросы в качестве свидетелей. Что 90-летние люди могут вспомнить о тех событиях? Зачем им этот стресс? Но если сказать следователям: «Что вы делаете, остановитесь» — то можно нарваться на обвинения в «оправдании преступлений нацизма».

Ну, хорошо. Тогда давайте пройдем до конца логической цепочки. До чего хотят докопаться в этом деле? И к каким, в том числе политическим выводам нас хотят подтолкнуть? Речь идет о преступлениях, совершенных на территории области 6-й армией вермахта под командованием Фридриха Паулюса, которому Гитлер присвоил звание фельдмаршала перед сдачей в плен, напутствовав: «Еще ни один немецкий фельдмаршал не попадал в плен». Однако 1 февраля 1943 года Паулюс сдался. И сразу попал в разработку. Операцию под названием «Сатрап» курировал лично Берия. Были созданы комитет «Свободная Германия» и Союз немецких офицеров, которым было поручено вести антифашистскую пропаганду. Паулюс уже 8 августа 1944 года выступил по радио, вещающему на Германию, с призывом к немцам отречься от фюрера и спасти страну, для чего немедленно прекратить войну.

Пленный фельдмаршал порывался даже на прием к Сталину. Безуспешно. Однако тот ему покровительствовал до самой своей смерти. Все необходимые для суда над Паулюсом материалы в СССР были в избытке. Их не надо искать. Но суда над Паулюсом никогда не было именно по распоряжению Сталина. Впрочем, в суде Паулюс все же выступил. В феврале 1946 года он был свидетелем на Международном трибунале в Нюрнберге. В том числе потому, что был одним из авторов плана нападения на СССР «Барбаросса». Ну а затем он несколько лет с комфортом жил на подмосковной даче МВД в Томилине. По сути, как «личный гость» Сталина. Имел ординарца и личного повара. По случаю 70-летия Сталина написал ему поздравительное письмо, назвав «великодушным другом немецкого народа». Лишь после смерти генералиссимуса Паулюсу разрешили уехать в ГДР, где он был принят как «почетный гость немецкого социалистического государства», умер он 1 февраля 1957 года.

Теперь вопрос: когда теперь закончат расследование преступлений 6-й армии вермахта, то попадет ли гражданин Сталин под обвинение как покрывавший Паулюса, как тот, кто не дал свершиться правосудию в отношении военного преступника, творившего геноцид на советской земле? Или, может, лучше в данном случае все же остановиться, не доводя дело до абсурда?