Войти в почту

Законопроект о химической кастрации педофилов направляют на отзыв в Правительство

В российском Уголовном кодексе может появиться норма о химической кастрации педофилов. Нововведение позволит снизить число преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, считает автор законопроекта, депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный. В интервью «Парламентской газете» политик рассказал, что 2 ноября он направляет документ в Правительство и Верховный суд для получения официального отзыва, а парламент может рассмотреть инициативу в первом чтении уже в этом году.

Законопроект о химической кастрации педофилов направляют на отзыв в Правительство
© Парламентская газета

- Анатолий Борисович, почему именно химическая кастрация?

- За последние 5 лет рост преступлений против половой неприкосновенности тех, кто не достиг 14 лет, составил около 20 процентов. За прошлый год, если говорить об абсолютных цифрах, было зафиксировано 1266 случаев. Как правило, эти преступления совершаются взрослыми, которые страдают расстройством сексуального предпочтения — педофилией. Подчеркну, речь идёт о тех, кто совершил преступление и находился во вменяемом состоянии.

И что больше всего беспокоит, так это рецидив. Отбыв наказание, человек выходит на свободу, а спустя несколько лет вновь совершает преступление. Таких, как показывает практика, больше половины. Очевидно, что с этим злом бороться только усилением карательной политики государства недостаточно. Не всегда эффективна и психиатрия. Поэтому законодатель просто обязан позаботиться и о других мерах, которые уже апробированы и доказали свою эффективность.

Таким образом, мы избавляем и самих преступников от зависимости, и повышаем безопасность нашего общества, прежде всего детей Надо разорвать причинно-следственную связь между заболеванием и преступлением. Ведь изоляция преступника не излечивает его от расстройства сексуального предпочтения. Поэтому мы предлагаем возможность применения к этим лицам таких принудительных мер медицинского характера, как химическая кастрация. Таким образом, мы избавляем и самих преступников от зависимости, и повышаем безопасность нашего общества, прежде всего детей.

- А что говорит мировой опыт?

- Например, в Америке, совершивший подобное преступление человек подлежит обязательной химической кастрации. В Польше предусмотрена фармакологическая кастрация, если жертвой был родственник или подросток младше 15 лет. В Германии, Дании, Канаде, Великобритании это делается по согласию осуждённого. Человек вменяемый понимает, что это зависимость. Для него эта болезнь — источник проблемы, с которой он не может справиться, и наступает момент, когда он ничего не может с собой сделать и совершает преступление. Некоторые преступники даже сами просят применить к ним химическую кастрацию. А в таких странах, как Чехия и Индонезия, применяется хирургическая кастрация.

Поэтому наши новеллы достаточно мягкие. Мы предлагаем такую меру на усмотрение суда, где присутствует прокурор и медицинские эксперты. Они тщательно исследуют обстоятельства совершённого преступления и личность преступника. Только после этого выносят решение о применении химической кастрации.

- В какие статьи Уголовного кодекса вы предлагаете внести кастрацию?

- Речь идёт об общей части Уголовного кодекса. Мы планируем внести изменения в статью 99. Она предусматривает виды принудительных мер медицинского характера. Мы предусматриваем в ней новый термин — химическая кастрация, под которым понимается введение в организм препаратов, подавляющих сексуальное влечение. Далее мы устанавливаем, за какие преступления может быть предусмотрена химическая кастрация. Они предусмотрены статьями 131 «Изнасилование», 132 «Ненасильственные действия сексуального характера», 134 Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста« и 135 Совершение развратных действий в отношении лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста».

- Как быть в случае, если приговорённый к химической кастрации человек позднее доказал свою невиновность?

- Вы поднимаете вопрос, который касается судебных ошибок. Здесь речь о качестве правоприменения. Надо позаботиться, чтобы таких случаев в принципе не было. Поэтому есть оперативные службы, суд, следственные и надзорные органы. Что касается химической кастрации, то здесь ошибки минимальные. Человек отбыл срок 7 или 10 лет, и химическая кастрация применяется перед условно-досрочным освобождением или когда осуждённый выходит на свободу. За это время, поверьте, есть возможность тысячу раз перепроверить и даже пересмотреть дело из-за вновь открывшихся обстоятельств.

-То есть химическая кастрация не заменит тюремное заключение?

- Нет. Мы не подменяем наказание. Мы не касаемся особенной части Уголовного кодекса.

- Намерены ли вы обсудить эту инициативу с общественностью?

- Да, обязательно, и прежде всего со своими избирателями в 210-м Чертановском избирательном округе в Москве. Также планирую вынести инициативу на обсуждение Общественной палаты вместе с экспертами, представителями Минздрава, Генпрокуратуры, Верховного суда и всеми заинтересованными лицами.

- Когда Госдума сможет рассмотреть законопроект?

- Примерно через полтора месяца я внесу его на рассмотрение Госдумы, так как в течение месяца надеюсь получить ответ от Правительства и Верховного суда. Сейчас из-за пандемии приоритетными стали президентские законопроекты, поэтому, полагаю, к концу этого года мы сможем рассмотреть документ в первом чтении.