Войти в почту

«Кредит из воздуха». Как телефонные мошенники зарабатывают на россиянах миллиарды

«Здравствуйте, это служба безопасности или полиция» Это уже не секрет и не новость, что чаще всего мошенники звонят с незнакомых номеров и вежливым голосом представляются сотрудниками службы безопасности банка. Но очевидно жульническая схема продолжает работать, поскольку копилка жертв от действий обманщиков продолжает пополняться. К счастью, не всегда удается. К примеру, в похожую неприятную историю не так давно попал свердловчанин по имени Иван (имя изменено – Прим. ред.). Мужчине на мобильный телефон позвонила «сотрудница службы безопасности банка» и известила, что с карты клиента неизвестные лица пытаются перевести деньги. Чтобы не допустить этого, Ивана попросили сообщить данные карты, назвав его полные ФИО, тем самым завоевав доверие. «Я сказал номер карты. Она мне говорит, что придет смс-уведомление, скажите мне цифры которые там видите. Я только хотел сказать, но меня жена одернула. Даже не знаю как так получилось, как будто под гипнозом. Только потом, когда отошел от шока, позвонил в банк и удостоверился, что все счета в норме. Так бы потерял 300 тысяч рублей», – рассказал «ФедералПресс» свердловчанин. По такой же схеме мошенники пытаются украсть деньги под предлогом «на вас незаконно оформили кредит». Якобы чтобы избавиться от него, необходимо сообщить все смс-коды, снять наличные и перекинуть их на защищенный счет. После из псевдобанка обещают перезвонить. Но воз и ныне там. Другим предлогом увода средств может стать не существующее уголовное дело на банк. Схема и в этом случае не меняется: чтобы «сохранить деньги», мошенники также предлагают положить их на защищенный счет. Но самым, пожалуй, циничный способом обмана людей, играющих на их чувствах, условно можно назвать «Алло, мам, я попал в аварию». В этом случае чаще жертвами мошенников становятся именно пожилые люди. Не так давно из-за подобного сообщения 83-летняя жительница Екатеринбурга потеряла все свои средства – 810 тысяч рублей. Пенсионерке позвонил якобы попавшей в ДТП сын, которому для решения проблемы потребовалось три миллиона рублей. По счастливой случайности рядом с «сыном» оказался «адвокат», который с помощью курьера забрал у пострадавшей деньги. Только после того, как звонок завершился, женщина позвонила настоящему сыну и поняла, что стала жертвой мошенников. Секрет успеха мошенников Мастерство мошенников состоит в том, что они хорошо манипулируют сознанием людей. За последние 10 лет мобильный телефон стал одним из основополагающих элементов жизни каждого человека, что делает его крайне уязвимым для различных манипуляций. У каждого мошенника разработан десяток схем, но все они завязаны на испуге жертвы. «Человеку заявляют о ситуации, которую он не может решить. И тут же предлагают выход из нее. На какой-то момент человека одолевает стресс, и его сознание остается подвешенным. А далее мошенник управляет этим процессом. Это так называемый гипноз-замешательство, который сейчас используется в криминальных целях», – рассказывает психолог Павел Пономарев. «Думаю, что вместе с мошенниками работают профессиональные психологи, которые обладают различными НЛП-техниками и учат управлять ими», – добавляет член экспертного совета при комитете Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хаминский. Колл-центр из тюрьмы В июле 2020 года на всю страну прогремела новость из «Матросской тишины». ФСБ и Сбербанк вычислили преступную группировку телефонных мошенников, работавших из «зоны». Звонками занимались несколько десятков человек. При обыске у задержанных обнаружили телефоны, сотни сим-карт, роутеры для интернета, наушники и микрофоны. Выяснилось, что на сборку всего тюремного «колл-центра» было потрачено около 7 миллионов (!) рублей. К уголовной ответственности привлекли сотрудников «Матросской тишины», которые, по версии следствия, успели заработать на незаконных действиях около 5 миллионов. Еще один факт того, что колл-центры находятся преимущественно в «зонах», описала в социальных сетях руководитель общественной организации «Русь Сидящая» Ольга Романова. По ее словам, ей позвонили мошенники, представившиеся сотрудниками банка. Как рассказала Ольга, она быстро раскусила, кто находится по ту сторону телефона. После этого ей шепотом рассказали, что звонят осужденные из ИК-47 под Каменском-Уральским, их под давлением заставляют совершать звонки, иначе бьют и лишают еды. «Зачастую аферисты представляются специалистами банковской сферы. И даже представителями силовых ведомств. Чаще всего действуют из других регионов нашей страны. Самое главное, что должны люди знать – ни под каким предлогом не предоставлять свои банковские реквизиты и не перечислять никому свои сбережения. Любые финансовые операции необходимо сверять со своим банком, который по телефону никогда реквизитов не запрашивает», – сообщает начальник пресс-службы УМВД России по Свердловской области Валерий Горелых. «Спасение есть только одно: не верить на слово. И никогда не передавать коды. Служба безопасности банка не может просить переслать их, потому что они видят их раньше вас», – говорит екатеринбургский адвокат по уголовным делам Сергей Колосовский. Меры безопасности В ситуациях со звонками важно себя обезопасить и соблюдать несколько правил: – Никогда не сообщать мошенникам полностью номер карты и цифры с оборотной стороны (так называемый CVV). Служба безопасности банка такими данными располагает и никогда о них не спросит. – Класть трубку в начале разговора с обманщиками и звонить в свой банк для уточнения информации. – Никогда не снимать деньги с банкомата и переводить их на чужой счет, если об этом требует на другом конце провода псевдобанкир. – Быть самому напористым в разговоре с мошенниками и задавать им глупые вопросы, чтобы сбить с толку. Можно попросить лжецов описать свою внешность, что тоже поможет удостовериться в том, что звонит преступник. – Если по легенде вашего «родственника» уже доставили в отделение полиции, то узнайте номер отделения, а после позвоните туда. Там точно скажут, доставлен такой человек или нет. «Также важно не пускать домой незваных гостей. Кем бы они не представлялись. Не вестись на тревожную информацию, что близкие родственники попали в ДТП, чтобы якобы «отмазать» от уголовной ответственности. Не приобретать товары, которые разносят по квартирам», – отмечает Валерий Горелых. «Помните, что сотрудники банка никогда не предлагают клиенту перевести средства на «защищенный счет» или куда бы то ни было еще. Так делают только мошенники. Не совершайте никаких действий по рекомендациям человека, который вам звонит», – рассказывают в пресс-службе Сбербанка. А можно ли победить мошенников? С начала 2020 года на территории Свердловской области было совершено 4932 преступления в сфере IT-технологий. Это практически 100-процентный рост по сравнению с 2019 годом. Тогда было совершено 2453 аналогичных преступления. Практически каждая вторая жертва такого обмана – человек старше 40 лет. Аферисты довольно легко втираются в доверие к такой категории населения, играя на различных аспектах и случаях из жизни человека. По данным «Сбербанка», только за этот год к ним поступило 2,9 миллиона жалоб на попытку обмана. По сравнению с 2019 годом эта цифра увеличилась вдвое. За текущий год сотрудникам банка удалось спасти сбережения граждан на сумму порядка 40 млрд рублей. Для аналогии, за весь прошлый год «Сбербанк» уберег от кражи порядка 39,7 млрд рублей. «Перспективы раскрытия данных преступлений, мягко говоря, туманны. Они будут представлять из себя «глухарь», который возникнет либо в органах дознания, либо следственных органах в зависимости от суммы похищенных денег», – уверен Александр Хаминский. Например, у жертвы из Екатеринбурга были похищены деньги. А звонок мог поступить из любой точки нашей страны. Когда заявление поступает в отделение районной полиции, сотрудники пересылают его по месту совершения преступления. Правоохранительные органы не всегда успевают этим заняться в силу высокой загруженности другими расследованиями. Поэтому срок раскрытия подобных преступлений может длиться месяцами, а то и годами, считает эксперт. Часть специалистовсчитают о необходимостиусиления кибер-полиции. Однако другие считают, что при действующей системе быстрее и проще сделать более мощным информирование населения о способах мошенничества, привлекать к этому общественников, которые могут создать специальные памятки и материалы. «На первый план выходят меры правового просвещения. Я считаю, что СМИ должны проявить социальную ответственность и начать публиковать информационные материалы, предупреждающие о способах мошенничества. Плюс ко всему делать это должны и банки, которые привлекают к себе клиентов. Банки тоже должны понимать, что защита клиента – это неотъемлемая часть взаимоотношений с клиентом. В каждом банке есть служба безопасности. Но далеко не везде есть обязанность по информированию граждан о тех способах мошенничества, на которые они могут «нарваться». Тут нужно обратиться к Центральному Банку. Если организации будут обращаться, исходя из своих взглядов, то у нас получится ситуация «кто в лес, кто по дрова». Центробанк может выработать единую методичку по защите клиентов от мошеннических действий, которой будут придерживаться все банки. Это выведет оповещение на новый уровень и поможет в дальнейшем избежать мошенничества», – резюмирует Александр Хаминский. Фото: pxfuel.com, ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Сычева

«Кредит из воздуха». Как телефонные мошенники зарабатывают на россиянах миллиарды
© РИА "ФедералПресс"