Расизм или месть за БРИКС: Польша «наехала» на делегацию ЮАР

Службу безопасности президента ЮАР Сирила Рамафосы и прибывших с ним журналистов заблокировали в самолете по прибытии в Польшу.

Расизм или месть за БРИКС: Польша «наехала» на делегацию ЮАР
© Свободная пресса

Сообщается, что глава службы охраны Рамафосы генерал-майор Уолли Руд обвинил польские власти в саботаже и расизме. По его словам, представители посольства ЮАР в Варшаве пытались вести переговоры с местной полицией и таможней, но те требовали предоставить различные документы и разрешения, а также отказывались говорить по-английски.

Кроме того, одна из сотрудниц Службы охраны президента ЮАР даже подверглась обыску с раздеванием, прежде чем ее пустили в самолет. Это, по мнению Руда, подтверждает «расистское» обращение поляков с делегацией ЮАР.

Как это понимать? Расизм в Европе процветает? Недавно власти Румынии были вынуждены отозвать посла в Кении, который сравнил африканцев с обезьянами. Как на это смотрят власти ЕС, которые постоянно обижаются, что Россия «уводит» у них Африку?

А может, это месть русофобов в Польше за БРИКС, за особые отношения ЮАР с Россией?

Захочет ли президент ЮАР после случившегося продолжать свою миротворческую миссию на Украине – во всяком случае, с заездом через Польшу?

– Это обычный маршрут для зарубежных делегаций, посещающих Киев в условиях боевых действий, – поясняет директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

– При этом представители МИД Польши подчеркивали, что между ними с подготовительной группой Канцелярии президента ЮАР и посольством ЮАР в Варшаве было проведено три встречи для консультаций по подготовке визита. То есть, в принципе, были возможности согласовать все спорные моменты.

Сам по себе этот инцидент вряд ли отобьет у ЮАР и их партнеров по посреднической миссии африканских государств намерения выступать с подобными мирными инициативами. Другое дело, что успех такой посреднической миссии в нынешних условиях представлялся маловероятным. Как минимум, Киев и его западные партнеры вряд ли настроены на переговоры с Москвой в ситуации, когда они еще рассчитывают на успех контрнаступления ВСУ. Кроме того, весьма вероятно, что западные партнеры Украины, да и команда Владимира Зеленского будут настроены на поддержку активных боевых действий как минимум до президентской кампании в России.

«СП»: Как объяснить поведение польских пограничников? Они хотели сорвать поездку? Или это бытовой расизм?

– Вряд ли здесь дело в расизме. Другое дело, что, если бы Варшава рассматривала ЮАР как особо значимого партнера, этот инцидент, скорее всего, был бы урегулирован быстрее. Представители МИД Польши отмечают, что эта инцидент «является результатом несоблюдения стандартных процедур въезда». Но стоит повториться – в условиях более высокой взаимной заинтересованности из спорных ситуаций, скорее всего, удалось бы найти выход.

Может быть, здесь сказывается и достаточно тесное взаимодействие ЮАР с Россией, что вряд ли может нравиться Варшаве.

«СП»: Недавно посол Румынии в Кении вляпался в расистский скандал. Это уже норма для Европы? Руководство ЕС обращает внимание на такие вещи? Меры принимаются?

– Как известно, румынского посла в Кении после таких высказываний из этой африканской страны отозвали. Государства ЕС обычно выступают с публичным осуждением политиков и чиновников в случае подобных скандальных заявлений с их стороны. Другое дело, что подобные инциденты, конечно, могут повторяться.

«СП»: Как это повлияет на отношение к Европе со стороны Африки? После этого европейцы жалуются, что русские их из Африки вытесняют. Сами же виноваты…

– В целом, конкуренция за влияние в Африке ведется активная. В такую конкурентную борьбу, кроме России и США, а также европейских стран, некогда имевших свои колонии на этом континенте, также вовлечен Китай или, например, Турция. Можно вспомнить ироничные высказывания турецких СМИ еще в период президентства Николя Саркози во Франции, что, куда бы он не прилетел в ходе своих африканских рабочих поездок, он везде должен видеть турецкий флаг. Во многом, конечно, африканские страны, выбирая внешнеполитические приоритеты, будут исходить из экономических соображений, а также степени давления, которое на них могут оказать те или иные внешние игроки. Определенное значение будут иметь и исторические связи – как у той же правящей в ЮАР партии «Африканский национальный конгресс» с Москвой.

«СП»: Можем ли мы использовать скандал? Ну, чтобы продемонстрировать Африке, что мы нормальные люди, с которыми можно иметь дело, а западники – нет? Можно это использовать в информационной войне?

– Скорее всего, этот скандал получит резонанс среди африканских стран, вовлеченных в эту посредническую миссию. В целом же эффективность информационной работы будет зависеть во многом от того, насколько игроки, контролирующие крупнейшие СМИ конкретных африканских государств, будут готовы продвигать близкую или хотя бы нейтральную в отношении России позицию. Учитывая активные контакты Москвы с целым рядом африканских стран, шансы на более активное продвижение близкой России позиции в информационном пространстве таких стран сохраняются.

– История, в общем-то, глупая и нелепая, – считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

– Учитывая, что президент ЮАР Рамафоса уже был в Киеве, на срыв не очень похоже. Скорее это смесь бытового расизма и попытки указать ЮАР её место. Мол, не лезьте в особую зону влияния Польши без её разрешения. При всём том, что от ЕС такое разрешение было.

«СП»: Насколько это повлияет на желание третьих стран участвовать в миротворческих миссиях на Украине? Или будут ездить через ту же Белоруссию?

– На их желание это никак не повлияет. Скорее это отрицательно отразится на образе Польши за пределами Запада. Поляки предстали как заносчивые ксенофобы и расисты, с которой тем же странам Африки лучше дело не иметь. А на Украину будут попадать через Словакию, Венгрию или Румынию. С Белоруссией граница закрыта.

«СП»: В Европе все еще страдают предрассудками по отношению к черным африканцам? Или это только в Польше такое есть?

– Когда мы говорим о политкорректности в Европе, мы имеем в виду Германию, Францию, Голландию, Швецию. Богатые страны. Но в Польше политкорректность даже не ночевала. Как, в общем, плохо с ней и в других странах Восточной и Южной Европы. Презрение к африканцам – норма для поляков.

«СП»: Недавно посол Румынии в Кении опозорил Европу. Руководство ЕС обращает внимание на такие вещи?

– Это ещё один пример того, насколько плохо с политкорректностью в бывших соцстранах Европы. Румыния отозвала опозорившегося посла ещё до окрика из ЕС. Но, в принципе, румынам за «нетолерантность» из более богатых стран Европы прилетает.

«СП»: Как Россия может обернуть этот скандал в свою пользу? Можем возвысить свою роль в глазах представителей стран глобального Юга, а европейскую принизить? Сыграть непосредственно против Польши?

– Примерно так. Нужно выставить Польшу и Чехию странами-ксенофобами и расистами. Чехию – за слова президента Петра Павла о том, что граждан РФ в целях безопасности можно просто так сажать. Ну, а поляки тут сами себя высекли. Промахи врагов надо использовать так, чтобы той же Польше закрыли африканский рынок.

«СП»: Один повод хорошо, но этого мало? Можем ли мы грамотно выстроить модель информационной войны и постоянно бить их на этом поле? Чего не хватает?

– Пока, к сожалению, не можем. Здесь нужна системная работа по выискиванию промахов противника и плотная работа с аудиторией не-Запада. Последним мы занимались мало. И работа такая не должна идти исключительно под крышей госструктур. Пусть этим формально занимаются НКО или даже частные лица. Свою эффективность доказали Вован и Лексус. Но таких «субподрядчиков», как они, надо больше.