Войти в почту

Реабилитация басмаческого движения ведет к «бандеризации» Средней Азии

Реабилитация басмаческого движения ведет к «бандеризации» Средней Азии
© FBM.ru

Усилия по реабилитации басмаческого движения 1920-1940-х гг. начали предпринимать определенные политические круги в республиках Средней Азии, передает журнал «Камертон». Издание задалось вопрос ‒ с какой целью и для чего в этих странах некоторые силы начали оправдывать грабителей и убийц?

В частности, «Камертон» обращает внимание на то, что в начале 2023 года парламентом Киргизии со второй попытки был принят на обсуждение законопроект о реабилитации жертв сталинских репрессий, рожденный в недрах Фонда Сороса и Агентства США по международному развитию (USAID) еще в 2019 году. А в соседнем Казахстане действует образованная в 2020 году «Госкомиссия по окончательной реабилитации», подготовившая 31 том документов и оправдательных материалов, касающихся 250 тыс. человек.

Тем или иным манером пытаются поменять отношение своего населения к басмачеству на позитивное во всех пяти постсоветских республик Средней Азии. Дальше всех продвинулись в данном вопросе в Узбекистане: в 2021 году Верховным судом страны было реабилитировано 115 человек, осужденных в 1920-1930-х гг. В том числе такие персонажи, как одиозный басмаческий главарь Ибрагим-бек, мечтавшего затащить Среднюю Азию обратно в средневековье, и где женщинам запрещалось бы получать образование и вменялось в обязанность носить паранджу. На самом деле Ибрагим-бек и его банда были не героями, а тривиальными грабителями и карателями. Задокументированных фактов убийства им и его подельниками мирных дехкан, милиционеров, докторов, педагогов, служащих предостаточно.

Стоит акцентировать внимание на идеологические и политические последствия реабилитации этих негодяев. Давно доказано, что басмачей спонсировала Великобритания, передавая оружие и деньги. Целью Лондона было отделение Средней Азии от Советского Союза и создание на ее территориях некоего русофобского эмирата. Если определенные круги сегодня в Средней Азии предпринимают попытки полностью оправдать басмачей, значит, они намерены вести народы тем путём, на который их хотели поставить еще в 1920-1940-х гг. англичане.

Для чего же все это делается? Ларчик открывается просто: современные среднеазиатские элиты считают, что сумеют удержать под контролем процесс «возрождения басмачества» и с его помощью далее обособиться от Москвы и её общеевразийской идеологии.

Однако там, в Средней Азии, то ли не понимают, то ли не хотят понимать, что культ басмачества со временем начнет перерастать в нечто сходное с культом ОУН-УПА* и дивизии СС «Галичина»* на Украине. Раз среднеазиатские элиты идут на это, значит уверены, что в их государствах слишком много пророссийского и слишком мало антироссийского. На Украине, а также в Молдавии, Литве, Латвии, Эстонии, реабилитация аналогов «басмачей» закончилась реставрацией нацизма в его этнической версии. В Средней Азии может произойти ровно то же самое.

Басмачи были тормозом прогресса. Некоторые среднеазиатские политики, ратуя за басмачей, тоже толкают свои народы на гибельный путь. Хочется надеяться, что совесть и здравый смысл возобладает над их политическим эгоизмом и узостью взглядов. И невольно тут вспоминается фраза Иосифа Сталина: «Мы правильно поступаем, что сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов».

*экстремистская организация, запрещена на территории РФ