Войти в почту

Блинкен заставляет Биби прогнуться по украинскому вопросу

Соединенные Штаты и Израиль представляют собой неплохую пару. Они танцуют, они выстраиваются в ряд, они чешут друг другу спины, они могут быть стервозными по отношению друг к другу и вести себя по-фаустовски, но в то же время являются рейнджерами-одиночками - а Израиль позволяет Большому брату чувствовать, что он один принимает все важные решения.

Блинкен заставляет Биби прогнуться по украинскому вопросу
© Свободная пресса

Какой из вышеперечисленных шаблонов в настоящее время работает, является спорным вопросом, поскольку госсекретарь США Энтони Блинкен позвонил президенту Палестинской автономии Махмуду Аббасу в субботу (11.02.2023 – С.Д.), чтобы убедить последнего не настаивать на принятии резолюции Совета Безопасности ООН, требующей немедленного прекращения поселенческой деятельности Израиля на Западном берегу.

Предлагаемая резолюция, подготовленная Объединенными Арабскими Эмиратами, является ответом на заявление правительства премьер-министра Биньямина Нетаньяху в прошлое воскресенье о том, что оно «легализует» девять аванпостов и продвигает будущие планы по созданию около 10 000 новых домов для поселений на Западном берегу (реки Иордан – С.Д.).

В ней содержится требование к Израилю «немедленно и полностью прекратить всю поселенческую деятельность на оккупированной палестинской территории».

В полном соответствии с двусмысленностью США по палестинской проблеме администрация Байдена официально выступила против планов Иерусалима, но также противодействует усилиям Палестинцев по вынесению резолюции на голосование. Если возникнет необходимость, то США без колебаний наложат вето на резолюцию, но их действия будут очень разрушительными в то время, когда Байден «высоко держит знамя» демократии, прав человека, Устава ООН, порядка, основанного на правилах, и т.д.

Позже Блинкен также позвонил Нетаньяху, чтобы проинформировать его о своем разговоре с Аббасом. В этой схеме нет ничего нового. Но интересное совпадение заслуживает внимания — активность Блинкена проявилась всего через два дня после визита министра иностранных дел Израиля Эли Коэна в Киев и его встречи с президентом Владимиром Зеленским в четверг.

Это первый визит министра иностранных дел Израиля на Украину с начала российской спецоперации, и в течение этого периода в украинско-израильских отношениях наблюдалось некоторое охлаждение, поскольку Тель-Авив придерживался нейтралитета в отношении конфликта на Украине и, несмотря на мольбы США, отказался критиковать Россию или поставлять Украине военную технику.

Блинкен, должно быть, доволен таким развитием событий. Ему можно поставить это в заслугу, поскольку после его визита в Израиль 30 января и встречи с Нетаньяху начал проявляться едва заметный сдвиг в позиции Израиля по Украине.

На совместной пресс-конференции с Блинкеном Нетаньяху сделал загадочное замечание о том, как Иран начал «экспортировать агрессию за пределы своей границы и за пределы Ближнего Востока». И Блинкен с готовностью дополнил многоточие в высказывании Нетаньяху: «Точно так же, как Иран долгое время поддерживал террористов, которые нападают на израильтян и других, режим сейчас предоставляет беспилотники, которые Россия использует для убийства невинных украинских гражданских лиц. В свою очередь, Россия поставляет Ирану современное оружие. Это улица с двусторонним движением»…

Украинский и иранский вопросы тесно переплелись в американо-израильских дискуссиях… Между двумя странами формируется стратегическая ось с мощным военным и экономическим наполнением, которая потенциально может радикально изменить баланс сил в сфере безопасности Израиля.

Нетаньяху ценит, что администрация Байдена полна решимости использовать все имеющиеся на столе варианты для сдерживания Ирана, включая смену режима. Ни один американский президент не заходил так далеко. Такое же впечатление произвел советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливэн, когда он встретился с Нетаньяху 19 января (накануне визита Блинкена) — хотя визит Салливэна был оформлен как консультации по плану реформирования судебной системы нового израильского правительства и опасения Байдена по поводу “эффекта, который это может оказать на демократические институты Израиля ”.

Зависимость Израиля от США в сдерживании Ирана сейчас более критична, чем когда-либо прежде. Напряженность нарастает после атаки беспилотника на иранские объекты в Исфахане 28 января. С тех пор были убиты два израильских офицера; атакован израильский танкер. В субботу был нанесен ракетный удар по американской базе близ нефтяного месторождения Аль-Омар в Дейр-эз-Зоре (Сирия), а рано утром в воскресенье центр Дамаска подвергся израильскому ракетному обстрелу. Тем временем США предприняли новую попытку спровоцировать антиправительственные протесты в Иране.

Подводя итог, США и Израиль понимают, что за прошедший год Иран приобрел огромную стратегическую глубину в результате геополитической перестройки, вызванной конфликтом на Украине. Так, во время государственного визита президента Эбрахима Раиси в Китай на прошлой неделе председатель Си Цзиньпин выразил решительную поддержку Ирану, осудив вмешательство США в его внутренние дела и в иранскую ядерную программу.

В весьма значимом заявлении ежедневная газета Коммунистической партии Китая Global Times написала, что «политика Ирана "Взгляд на Восток" означала переход от его политики негативного балансирования и неприсоединения к созданию союзов с незападными мировыми державами, которые имеют схожие с Ираном политические структуры – такие, как Россия и Китай.»

После своего возвращения в Тегеран Раиси сообщил, что Си поддержал членство Ирана в БРИКС. Иран также недавно стал членом Шанхайской организации сотрудничества.

Теперь еще предстоит выяснить, какую форму примет израильский сдвиг в отношении украинского конфликта. Израиль участвует в контактной группе Пентагона по обороне Украины. Но после своей встречи с Зеленским Коэн сообщил мало подробностей, кроме того, что они договорились активизировать сотрудничество в общей борьбе с Ираном. Он был уклончив: «Мы говорили об углублении сотрудничества с Украиной на международной арене против иранской угрозы».

Коэн заявил, что Израиль предоставит кредитные гарантии на сумму 200 миллионов долларов для строительства больниц на Украине, и подтвердил обещание Израиля предоставить Украине современную систему предупреждения о воздушном нападении. Но он не уточнил, когда эта система может быть поставлена; он также не упомянул Россию или то, как Израиль отреагирует на украинские призывы о поставке израильского оружия.

Коэн сказал: «Израиль, как заявлялось в прошлом, твердо солидарен с народом Украины и остается приверженным суверенитету и территориальной целостности Украины». Он отказался отвечать на вопросы о сотрудничестве в разведывательной сфере.

Большой вопрос заключается в том, будет ли Израиль продолжать балансировать между оказанием помощи Украине и избеганием трений с Россией, с которой у него есть стратегические региональные интересы. Но конфликт на Украине продемонстрировал потенциал для изменения глобальных альянсов, и Россия предостерегла Израиль от поставок оружия Украине.

Посол России в Тель-Авиве сообщил Jerusalem Post в пятницу, что Москва серьезно приняла «к сведению» «дипломатическую и сбалансированную позицию Израиля» и хотела бы надеяться, что «эта позиция... останется неизменной и что израильские власти не будут предоставлять Украине компоненты оружия».

Взаимопонимание Израиля с Россией далеко не ограничивается Сирией. Это многогранные отношения, в которых «у России много важных козырей», как отметил в своем комментарий Middle East Monitor еще во время поездки Коэна в Киев.

Нетаньяху должен был бы сначала убедить себя в мудрости отказа от нейтралитета Израиля, поскольку он узнал бы, что при всей его изобретательности трудно будет охарактеризовать любой шаг Израиля по поставкам оружия для борьбы с российскими войсками на Украине как акт, направленный против Ирана.

Автор: М. К. Бхадракумар — M.K. Bhadrakumar — посол в отставке; колумнист индийских газет Hindu и Deccan Herald, изданий Asia Times, Rediff.com, Russia & India Report и сайта Фонда стратегической Культуры (Москва).

Перевод Сергея Духанова.

Источник