Войти в почту

Выжигать самих себя

Многие считают, что главная причина — на поверхности: это специальная военная операция, которая вызвала на Украине антирусские настроения. На самом деле — нет: антирусские настроения спецоперация лишь усилила. Памятники — например Ленину — украинцы сносят уже несколько десятков лет. И причина лежит более глубоко. Слабый человек так устроен, что он жмется к сильному — в надежде, что тот за него в случае чего вступится. Именно поэтому всякие геополитические пескари, вроде стран Балтии, жмутся поближе к киту — США, и вступают в НАТО.

Выжигать самих себя
© Вечерняя Москва

Снос памятников в данном случае — это символическая присяга новому хозяину: смотрите, мы совсем-совсем ушли от предыдущего, мы с ним окончательно порвали, мы теперь под вами! Это эмоции шакалов, жмущихся к очередному Шерхану и наивно верящих, что он станет их защищать. На Украине эти эмоции проявляются уже много лет. Вторая причина сноса памятников — это глупость.

Она выражается в неприятии собственной истории. В 1990-х в России тоже сносили памятники, убрали с Лубянки Дзержинского, как будто этого человека не было и он не внес вклад в развитие государства. К подобного рода «правке» истории склонны многие народы, даже якобы умные и толерантные американцы.

В США, например, пытаются сносить памятники генералам-конфедератам и даже Христофору Колумбу — дескать, он был «отцом» рабовладения. Если же вернуться к Украине, то третья причина сноса памятников — это по-детски наивная попытка выйти из контекста русской культуры. Уже и Пушкин у них русский оккупант. Все это выглядит крайне глупо, потому что заменить Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова украинцам просто некем. Если бы было кем, то памятники этим великим деятелям культуры уже бы давно стояли, а про Пушкина украинцы бы просто не вспомнили: это вообще кто?

Но украинская культура, увы, местечковая, там просто нет знаковых фигур, которых бы знали в мире. Украинцы, конечно, пытаются с этим бороться и «тащат» к себе, скажем, Гоголя. Но «заходит» в украинскую культуру он плохо: жил в Питере, писал на русском, умер в Москве. Пытаются «приватизировать» Булгакова — на том основании, что он родился в Киеве. Ну да, родился, а жил и творил в основном в России, писал на русском, умер в Москве. Надо понимать, что в течение многих столетий талантливые украинцы у себя на родине почему-то не остались, а предпочитали уезжать в Москву и Санкт-Петербург. Казимир Малевич, Владимир Вернадский, Анна Ахматова — таких людей сотни.

Почему они уезжали? Потому что Киев, не говоря уже о мелких городах Украины, был провинцией, реализовать свои таланты там было невозможно. Комплекс неполноценности у украинцев так силен, что в «свои» они записывают всех, кто хоть каким-то боком с Украиной связан. Включая Достоевского — мол, у него предки с Волыни.

А то, что они поляки — ну что ж, все равно почти украинцы! И Чехов, оказывается, тоже украинец, потому что отец его родом из Полтавской губернии. Все эти натяжки, повторю, от комплексов, но великой культуры и великой истории из комплексов не создать, они рассыпятся. На самом деле украинцы, конечно, выросли в контексте культуры русской: на русской поэзии и прозе, говоря на русском языке. Если русское из себя выжечь, то что останется? Одним Шевченко жив не будешь. Особенно если учесть, что и Тарас Григорьевич много жил в России, писал не только на украинском, но и на русском, и умер, как это водится, отнюдь не на Украине, а в Санкт-Петербурге. В общем, подвел. Так что, наверное, выжигать из себя русское украинцам придется только вместе с собой.