Войти в почту

Одесса: «Черноморские нацики более жидкие, чем азовские»

Освобождение Одессы должно стать следующим этапом специальной военной операции на Украине. Соответствующее заявление сделал в беседе с газетой «Аргументы и факты» бывший командующий ВДВ России, генерал-полковник Владимир Шаманов.

Одесса: «Черноморские нацики более жидкие, чем азовские»
© Свободная пресса

«Как только разрубим этот гордиев узел, станет существенно легче, и тогда мы возьмемся за ту группировку, которая между Днепром и Изюмом уже, по существу, окружена и находится в котле», — сказал он, отметив, что в настоящее время идет продвижение в районе Николаева.

«Одесса, как аппендицит, заблокирована, но и до нее очередь, я считаю, дойдет», — подчеркнул Шаманов.

— Одесса, скорее всего, действительно станет следующей целью спецоперации на Украине, — уверен журналист из Приазовья Сергей Шведко.

— Но нужно понимать, что ещё толком не началось сражение за Донбасс, где расположены самые боеспособные части ВСУ. Полагаю, что это займёт определённое время, и по результатам операции наше командование будет планировать следующие цели. Будут ли это Запорожье, Днепропетровск, Харьков — покажет оперативная ситуация.

Что же касается Одессы, то она — важнейший пункт, взятие которого позволит контролировать северо- западное Причерноморье. Поэтому город важен и для нас, и для противника, и бои за него обещают быть упорные. Украина стянула в Одессу и Николаев достаточно много сил. Так что перспектива взятия Одессы пока, на мой взгляд, является достаточно отдалённой. Есть более насущные задачи по окружению и уничтожению группировки ВСУ в Донбассе.

— Только после освобождения Одессы можно считать выполненной задачу-минимум специальной венной операции на Украине, — считает экс-депутат Одесского облсовета Алексей Албу.

— Одесса, в своё время, была третьим по значимости и развитию городом Российской Империи, её «южными воротами». Сегодня город, созданный русской императрицей Екатериной Великой, находится в оккупации, одесситы подвергаются арестам, избиениям и жесточайшему давлению со стороны праворадикалов и украинских спецслужб.

Дело здесь не только в стратегическом значении миллионного города, не только потому что в Одесской области находится семь портов, судоремонтные заводы, не только потому что Одесса — это ключ к деблокаде Приднестровья. А дело именно в людях. В тех русских и советских людях, которые на протяжении 30 лет находятся в оккупации.

«СП»: — А для Киева Одесса важна? Больше символически или стратегически?

— С потерей Одессы Киев теряет выход к Черному морю. Конечно, для Киева Одесса крайне важна. Но вопрос заключается в том, что после разгрома группировки ВСУ на Донбассе Киеву будет некем защищать Одессу. Это значит, что если мы не воспользуемся данным историческим шансом, то потеряем Одессу навсегда.

«СП»: — Одесса все еще русский город? Каковы там преобладающие настроения? Что изменилось с 2014-го года?

— Безусловно, большинство одесситов — это русские, или, в более широком смысле, советские люди, которые не приемлют национализм. Одесса — это интернациональный город, в котором живут представители более 130 национальностей, и для которых русская культура является связующей и основной.

Сегодня основной проблемой является то, что людей запугали. Подавляющее большинство одесситов, которые выходили на многотысячные марши в 2014 году, прошли через тюрьмы, избиения, эмиграцию, плен, потерю работы и другие жизненные испытания. Некоторые, к сожалению, их не пережили. И после всего что было, конечно, Одесса ждёт освобождения.

«СП»: — А нацики, по-вашему, готовы стоять там до последнего? Одесса все же жемчужина архитектуры, не хотелось бы, чтобы с ней получилось, как с Мариуполем…

— Ударная сила нацистов в Одессе, не надо путать с общей численностью — не очень большая. Это было видно по Маршу памяти Максима Чайки в апреле 2014 года, видно и по недавним призывам собираться противостоять русским войскам. Миллионный город просто проигнорировал эти призывы.

Что же касается архитектуры, да, этот вопрос очень волнует одесситов. Крайне важно уничтожить нацистов вне города, тогда лояльность населения будет гарантирована.

«СП»: — Одесса вдвое больше Мариуполя, катакомбы имеются. Теоретически, как долго может продлиться ее освобождение? И как долго нацики могут продолжать диверсионную войну?

— Все зависит не от ландшафта местности, а от обороняющихся сил. Большинство одесситов воспринимают русские войска как освободителей, но боятся открыто об этом говорить. Поэтому, сопротивление в городе будет слабое — в основном его следует ждать со стороны тех, кто обречен потерять свою свободу из-за преступлений, творимых на протяжении последних 8 лет. Всем одесситам я хочу пожелать терпения. Помните, как в песне легендарного одесского барда Игоря Сивака? «По трезвучию, по строчке и по пяди, нам назначено собрать его по новой. Обожженный, обворованный, распятый, город детства — и не выберешь иного!»

Я верю, Одесса обязательно будет свободной.

— Мнение генерал-полковника Владимира Шаманова является частным мнением отдельного военного эксперта, — считает военный политолог, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александр Перенджиев.

— Он в настоящее время находится в отставке и даже не является членом комитета Госдумы РФ по обороне. То есть его высказывания никак не отражают официальную точку зрения военно-политического руководства России. Скорее всего, оно направлено на общественное мнение украинской общественности и ставит целью получение обратной реакции как с украинской стороны, так и со стороны российской общественности, и не только российской общественности.

При этом, я уверен, что после завершения донбасской операции в первую очередь будут брать Киев. Затем Одессу.

Конечно, для Киева Одесса очень важна. Это стратегический порт на Черном море. Потеря Одессы для офиса Зеленского, а в его лице США и НАТО, будет означать потерю выхода к Черному морю. Отсюда последствия не только военно-стратегические, но и геополитические.

«СП»: — Сколько, по-вашему, там может находиться частей ВСУ и нацбатов? У многих из них была возможность уйти, пока Россия не трогала Одессу. Многие ли ей воспользовались?

— По моему мнению, в Одессе может находиться до отдельной бригады, то есть до 10 тысяч человек. Кроме этого там находятся представители НАТО, как в «старые добрые времена» всё те же румыны. Хотя они трусы, но подлые трусы. Здесь также, как и на Донбассе, нацисты и румыны будут прикрываться мирными жителями, а на Привозе снова устроят Бучу в прямом и переносном смысле.

«СП»: — Одесса, по словам Шаманова, заблокирована. Так ли это? Как ее будут брать? По суше с севера или с юга морским десантом?

— Сначала Одессу блокируют с моря и суши. Затем организуют гуманитарные коридоры. А брать ее будут и с моря, и с суши, и десантированием с воздуха. А также с помощью тех, кто готов поддержать действия российских войск в самой Одессе.

«СП»: — Будут ли нацисты сопротивляться до конца, как в Мариуполе?

— Нацики «стойко держатся» только с помощью наркотиков. Не надо сравнивать мариупольских и одесских нациков. Черноморские нацики более жидкие на расправу, чем азовские. С ними «разобраться» нам помогут и местные жители. Они более воинственны и более готовы сопротивляться нацистам, чем мариупольцы. Одесса-мама не подведет, я в этом уверен. Просто антифашисткая сила в Одессе еще себя не проявила. Она ждет своего часа.

— Шаманов, очевидно, говорит об отдаленной перспективе в контексте всей спецоперации, — убежден военный эксперт, политолог, директор по развитию Фонда содействия технологий XXI века Иван Конвалов.

—Надо еще закончить в Мариуполе, потом остается донецкая группировка на пространстве от Марьинки до треугольника Рубежное/Лисичанск/Северодонецк. Общее замыкание кольца вокруг нее и ее добивание это не быстрый процесс — там у них не менее 50 тысяч человек остается.

А Одесса — это просто другой фронт. Конечно, движение на нем начнется еще до завершения разгрома донецкой группировки. Как, кстати, и на северном — киевском. Очередность и время начала движения - тут уже решение за командованием.

«СП»: — Много там остается войск?

—Не думаю. На них оказали значительное психологическое влияние два фактора: нависание над Николаевом — там уже распространяются панические слухи, что город вот-вот окажется блокированным — а это открывает дорогу на Одессу. И события в Мариуполе. Многих это деморализовало, и многие, кто мог — у кого нет обратного приказа — ушли.

Кроме того, местное население их ненавидит, жаждет отомстить за 2 мая 2014 года и ждет российские войска. Все это на них давит, и они уходят.

Крупной тамошнюю группировку точно назвать нельзя. Сейчас все силы брошены на Восток и под Киев. Еще серьезную группировку держат на Западной Украине - на случай «судного дня». А те, кто остается в Одессе — ну, это несколько тысяч. И ставку он делают не на серьезные бои, а на минирование акватории, портовой территории и самого города.