Войти в почту

о включении Китая и России в перечень государств, причастных к нарушениям религиозных свобод

«Конечно, можно было бы указать, что гонения на христиан в освобождённом американцами Ираке (и не попавшем в список) являются несколько более вопиющими, нежели проблемы сайентологов. А равно рекомендация Еврокомиссии не употреблять более слово «Рождество», потому что это дискриминирует нехристиан. Но, как всегда, «это совсем другое дело». Приверженность американской дипломатии двойным, тройным, четверным, etc. стандартам давно уже ни у кого не вызывает острой реакции. Фарисеи — они и есть фарисеи. Что же тут нового?»

По своему многолетнему обычаю Госдепартамент США опубликовал ежегодный доклад о том, как обстоят в мире дела со свободой вероисповедания. Доклад откомментировал глава Госдепа Энтони Блинкен.

«Сложности со свободой вероисповедания в современном мире носят структурный, системный и глубоко укоренившийся характер. Они требуют постоянной глобальной приверженности ото всех, кто не желает мириться с ненавистью и нетерпимостью. Они требуют неотложного внимания международного сообщества. Я выделяю Мьянму, КНР, Эритрею, Иран, КНДР, Пакистан, Россию, Саудовскую Аравию, Таджикистан и Туркменистан как страны, вызывающие особое беспокойство в связи с тем, что они допускали систематические, продолжающиеся и вопиющие нарушения свободы вероисповедания».

Две недели спустя Смоленская площадь ответила Блинкену. Такая неспешность могла быть связана с мучительным придумыванием контраргументов, однако отповедь посла по особым поручениям Г.И. Аскальдовича не выглядела как плод долгих и тяжких раздумий — скорее как дежурный ответ на дежурные же обвинения. А задержка с ответом была скорее демонстративной: «Чего сразу суетиться? Блинкен не великий барин, может и подождать».

О том же свидетельствует и неравнозначность участников диалога. Госсекретарь США — это на наши деньги министр. По-хорошему, ему должен отвечать наш министр, на крайний конец — замминистра. Но позицию нашего ведомства огласил дипломат рангом пониже.

Что же касается списка стран, «вызывающих особое беспокойство» Госдепа (Алжир, Коморские Острова, Куба и Никарагуа попали лишь в «список наблюдения», а ИГ* и Талибан** вызвали у него только «особую озабоченность»), то перечень стран, где нарушения вероисповеданий носят вопиющий характер, был, похоже, составлен по принципу «обувь мужская, женская и резиновая».

В него попали теократии (Саудовская Аравия, Иран), восточные деспотии (Мьянма, КНДР), несостоявшиеся государства (Эритрея) и, естественно, Китай и Россия, являющиеся воплощением всех зол, в том числе и вероисповедных.

Не сказать чтобы в России (и тем более в Китае) по этой части было всё идеально, зацепки всегда можно найти, но различия довольно серьёзные. В России, например, исповедание традиционных религий (христианство в его различных деноминациях, ислам, иудаизм, буддизм) вполне свободно, тут даже эксперты Госдепа не нашли, к чему прицепиться. Проблемы испытывают «Свидетели Иеговы»** и сайентологи.

Что до «свидетелей», это классическая псевдохристианская секта, использующая термины христианства (Бог, Христос), но в совершенно своём значении. Если бы сейчас продолжала существовать секта хлыстов (там в вероучении также фигурировали христы и богородицы, а государство хлыстовщину крайне не приветствовало), была бы сходная картина гонений, требующая, по Блинкену, «постоянной глобальной приверженности от всех, кто не желает мириться с ненавистью и нетерпимостью».

Сайентологи в некотором отношении честнее — они не поминают имя Божие всуе. Общим же и у «свидетелей», и у сайентологов является их заокеанское происхождение, да и нынешнее местоположение их руководства. Возможно, с этим связана особая решимость Госдепа не давать своих сектаторов в обиду.

Отношение же к ним в России неоднозначное. Одни, помнящие духовные 1990-е годы, полагают, что нам американских сектаторов не треба. Другие, твёрдые в своём либерализме, считают, что закон должен быть един для всех — хоть для православных и католиков, хоть для хлыстов, поскольку понятия «секта» и «сектатор» юридически не определены. Это в самом деле повод для разномыслия.

Конечно, можно было бы указать, что гонения на христиан в освобождённом американцами Ираке (и не попавшем в список) являются несколько более вопиющими, нежели проблемы сайентологов. А равно рекомендация Еврокомиссии не употреблять более слово «Рождество», потому что это дискриминирует нехристиан.

Но, как всегда, «это совсем другое дело». Приверженность американской дипломатии двойным, тройным, четверным, etc. стандартам давно уже ни у кого не вызывает острой реакции. Фарисеи — они и есть фарисеи. Что же тут нового?

Возможно, ещё и поэтому реакция МИД РФ на страстное коммюнике Блинкена была довольно вялой. Ибо на каждый чих не наздравствуешься.

* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ) — организация признана террористической по решению Верховного суда РФ от 29.12.2014.

** «Талибан» — организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.

*** Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — религиозное объединение, признанное экстремистским и запрещённое на территории России (решение Верховного суда РФ от 20.04.2017, апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного суда РФ от 17.07.2017).

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.