Войти в почту

Уход США из Афганистана: последствия для ЕС

Афганская кампания США и ее отнюдь не победное завершение стало тяжелым уроком для Европы. На этом сошлись министры обороны стран ЕС на сентябрьской встрече в Любляне. Члены Евросоюза отметили свою полную зависимость от решений Вашингтона – «не только по вопросу эвакуации людей из аэропорта Кабула, но и по более широкому кругу проблем». В Брюсселе назвали это «тревожным сигналом». Какими будут последствия афганского кризиса для взаимоотношений США и ЕС, а также пресловутой «трансатлантической солидарности», спрогнозировала доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.

Уход США из Афганистана: последствия для ЕС
© Евразия Эксперт

Тест на солидарность

Уход американских войск из Афганистана поставил под удар не только афганцев (и не только тех, кто сотрудничал с Вашингтоном), но и всех союзников США, включая ЕС. Конечно, Евросоюз участвовал в афганской кампании, согласовывая свои позиции с антитеррористическими задачами. При этом европейские эксперты называли это участие необходимым средством для укрепления трансатлантической солидарности.

Помимо этого, присутствие в Афганистане было сопряжено с Центральноазиатской стратегией Союза, говорившей об установлении партнерских отношений с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном. В 2012 г. появилась идея о расширении диалога по безопасности в регионе с учетом афганской повестки, что потребовало объединить усилия экспертов не только из ЕС и США, но и из пяти указанных выше государств Центральной Азии, а также Ирана и Пакистана.

Активизация совместных усилий в регионе породила иллюзии единства Брюсселя и Вашингтона и успеха в обеспечении безопасности. Но в действительности их общая афганская кампания стала тестом на солидарность.

Афганистан показал, что в очередной раз США решили свои геополитические задачи и проблемы за счет союзников. Евросоюз, расположенный ближе к Афганистану, в отличие от США, больше заинтересован в безопасности и даже в продвижении неких гуманистических смыслов в регионе. Неслучайно в Брюсселе особое внимание при приеме беженцев из Афганистана уделяют как раз вопросам защиты прав женщин и меньшинств в целом.

Роль ЕС в афганской кампании

Почему ЕС участвовал в афганской кампании? Во-первых, ЕС полностью разделял опасения США о росте террористической угрозы после 11 сентября 2001 г. Тем более, в 2004 и 2005 гг. в Испании и Великобритании были совершены террористические атаки. Во-вторых, страны ЕС продемонстрировали солидарность с США в рамках НАТО. В-третьих, в Брюсселе полагали, что участие в афганской кампании позволит Союзу формировать собственные претензии на лидерство в регионе Центральной Азии. В-четвертых, в Брюсселе решили оседлать повестку защиты прав человека и продвижения демократических норм в государствах с неустоявшейся политической системой. Афганистан мог стать площадкой для отработки этих задач.

Однако указанные основания участия Евросоюза в афганской кампании оказались недостаточными. Общественная и политическая поддержка европейской миссии в Афганистане очень быстро сократилась. При этом с самого начала и с военной, и с финансовой точки зрения ЕС не участвовал в ней наравне с США. Только Германия, Франция, Италия, Румыния предоставили больше военных, чем другие страны Союза, но, в любом случае, даже совокупно солдаты всех стран ЕС составили меньшее число по сравнению с американскими военнослужащими. В целом страны Евросоюза больше были задействованы в обучении полицейских служб и в гуманитарных акциях, нежели в конкретных военных операциях.

Таким образом, с самого начала Брюссель, хотя и говорил о символичности своего участия в миссии в Афганистане, не был готов равноценно разделить все ее тяготы с США, и на всем ее протяжении страны ЕС не стремились взять на себя дополнительные риски.

Неслучайно эта позиция в свое время вызвала жесточайшую критику со стороны Дональда Трампа. При этом активная роль в формировании безопасности в регионе по лекалам Вашингтона вызывала и вызывает множество вопросов в Брюсселе и странах-членах. Неслучайно решение США уйти из Афганистана вновь обострило споры о собственных вооруженных силах ЕС. Однако афганская ситуация показала, что Евросоюз по-прежнему не готов наращивать финансовые усилия для самостоятельного решения проблем безопасности. И вряд ли эта ситуация может серьезно измениться в ближайшее время с учетом общего экономического провисания в связи с текущей пандемией и локдаунами.

Беженцы и ответственность

Так, верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности уже уточнил, что для современных военных условий Евросоюзу нужны довольно компактные силы, всего-то численностью в 5 тыс. человек. В любом случае, прицельно данный вопрос будет обсуждаться только в следующем году, а значит, к этому времени могут появиться новые идеи о возможностях вооруженных сил ЕС. Однако Союзу уже сейчас придется решать вопрос о возможностях внести свой вклад в стабилизацию ситуации в Центральной Азии с учетом нарастания угроз, прежде всего, миграционной.

Беженцы из Афганистана уже достаточно давно находятся на втором месте по численности после выходцев из Сирии. Очевидно, что уход западной коалиции приведет к увеличению потока афганских мигрантов в Европу, которых нельзя не принять, чтобы на этот счет ни заявляли сейчас представители отдельных стран-членов и чиновники Брюсселя.

Ведь ситуация в стране находилась под контролем именно западной коалиции, и именно этим странам необходимо сейчас нести ответственность за ее провал.

Конечно, в ЕС постараются разделить эту ответственность с другими региональными игроками, в частности с Пакистаном и даже Ираном. Кроме того, поскольку в Брюсселе сделали ставку на приверженность распространению ценностей ЕС, он не может отказаться от поддержки афганских беженцев.

Выводы

Таким образом, афганская история послужила лакмусовой бумажкой во многих отношениях. Она обозначила проблемы в трансатлантической солидарности, продемонстрировав неготовность всех участников действительно создавать безопасность в регионе на равноправной основе. Для Брюсселя наконец стало очевидно, что США решают стратегические задачи за счет своих партнеров не только из Афганистана, но и других стран, включая государства Евросоюза. Но в этом раскладе есть вина самого ЕС, который не разработал собственную стратегию в Афганистане и предпочел играть по американским правилам. С учетом позиции ряда стран-членов о главенстве НАТО в решении всех вопросов глобальной и региональной безопасности, договоренность о собственных вооруженных силах станет вызовом в ближайшее время.

Наталья Еремина, доктор политических наук, профессор СПбГУ