Почему США стали спешить договориться с Ираном?

На днях представитель обвинил в затягивании переговорного процесса по ядерной сделке, она же Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). По словам Прайса, , призывая дождаться смены власти в стране, прежде чем возобновлять переговоры в , пытается снять с себя ответственность за тупик в переговорах.

Ранее Ирана объявил, что Тегеран намерен вернуться к переговорам лишь после вступления в должность избранного президента страны Ибрагима Раиси, который будет приведен к присяге в начале августа. Это вполне естественно. Тем не менее представитель Госдепа почему-то считает, что «подобный подход к решению важнейшей международной проблемы вызывает возмущение», хотя он подчеркнул, что « готовы вернуться к переговорам в Вене, как только Иран примет необходимые решения». А ведь было бы логично дождаться, когда Раиси официально обретет властные полномочия, дать ему время разобраться во всех нюансах, связанных с СВПД. Откуда же такое стремление Вашингтона как можно быстрее договориться с Тегераном, несмотря на то, что до инаугурации нового президента особых подвижек не ожидается? В этом сейчас заключена главная интрига. По мнению ряда экспертов, США, уходя из , «высвобождают свои силы и одновременно связывают Иран и Россию на афганском направлении необходимостью противостояния с (организация, деятельность которой запрещена в РФ)». Это первое.

Второе. Американцам необходимо проверить, остаются ли в силе выдвинутые ранее инициативы министра иностранных дел Ирана , предложившего поэтапный план урегулирования, который состоит из трех взаимоувязанных шагов. США, как и другие переговорщики, восприняли их с энтузиазмом, оптимизм Вашингтона разделили остальные переговорщики. На первом этапе за Ираном признается его безусловное право развивать мирную энергетическую ядерную программу. Второй этап заключается в гарантиях иранской стороны, снимающих любые вопросы в военной направленности этой программы. Третий этап — отмена односторонних и международных санкций. Кстати, по вопросам гарантий Тегеран шел на серьезные уступки, в том числе на внезапные проверки любых подозрительных объектов. Речь шла также и о степени обогащения урана. Иран по сугубо технологическим причинам нуждается в топливе со степенью обогащения в 20%, но и США считают это опасным с точки зрения возможности использовать такое топливо для производства ядерного оружия. Но сам по себе высокообогащенный уран не является ядерным зарядом, для того требуется пройти еще довольно длинный путь. При этом Тегеран предлагал снять проблему, гарантируя, что в будущем готов обогащать ядерное топливо до более низких показателей.