Войти в почту

Чмут грозит России «запереть» Крым

«Незалежной» необходимо приобрести у США пять списанных катеров, чтобы блокировать российские порты в Крыму. С таким грозным заявлением в своем «Фейсбуке» выступил главный редактор «Украинского милитарного портала» Тарас Чмут.

Чмут грозит России «запереть» Крым
© Свободная пресса

Он обратил внимание на то, что в американском списке на списание для последующей продажи есть пять патрульных катеров класса «Циклон» 1993-1995 годов постройки: Tempest, Typhoon, Squall, Firebolt и Whirlwind. По мнению эксперта, эти корабли могут быть интересны Украине.

«Пять 330-тонных лодок – это полная флотилия. «Циклоны» – отличная площадка, соответствующая второму этапу Концепции развития ВМФ – контроль 200-мильной зоны», – написал Чмут.

Он отметил, что технические характеристики катеров позволят украинскому флоту не только «держать в тонусе» ВМФ РФ, но и блокировать попытки входа торговых судов в крымские порты и даже контролировать выход в Средиземное море.

Пять списанных катеров первой половины 1990-х? Серьезно? Насколько можно доверять словам этого «эксперта»?

– Заявление больше похоже на детский лепет, чем на серьезный анализ, – говорит доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова, член Экспертного совета организации «Офицеры России» Александр Перенджиев. – В нем много желания показать свою значимость, хотя на деле - пустое место!

«СП»: – Украина устраивает «пляски» вокруг американских катеров. Зачем, они же списанные, и сами американцы их считают ненужным хламом?

– Это говорит об уже устоявшемся общественном мнении в «Незалежной» – военная мощь Украины может укрепляться только (!) благодаря списанному американскому военному имуществу. При этом списанному по принципу: «На тебе, боже, что нам негоже». Это устоявшийся менталитет, что говорит о четком определении роли и места Украины в этом мире.

«СП»: – Так ли хороши эти катера, о которых рассуждает Чмут?

– Они действительно были хороши в своё время. Но сейчас – это просто посудины, которые можно использовать для рыбалки или морских путешествий. И то на небольшие расстояния. Но есть опасность в ходе таких рыбалок и путешествий потонуть – и очень быстро. Поэтому эти катера и списаны Пентагоном в утиль.

«СП»: – А покупать украинцы на что будут? Или рассчитывают на американский же кредит?

– На Украине рассчитывают эти списанные корабли США получить на халяву. То есть, купить за символические деньги. Но американцы не привыкли продавать за «мелочь». Будет установлена хорошая цена на эти корабли с американской стороны. Создается впечатление, что речь идет не о реализации украинских интересов, а о бизнесе на вторичном украинском рынке продажи списанного в утиль американского военного имущества. Так что Тарас Чмут – это американский лоббист на этом рынке.

Рисков для российской безопасности здесь не будет. Больше будет рисков для украинского бюджета. Скорее всего, эти корабли будут перепроданы частным лицам. «Незалежная» – это крупный вторичный рынок западного вооружения, военной техники и имущества. И это рынок действует не в национальных интересах Украины, а в интересах различных частных лиц и негосударственных структур различных стран.

«СП»: — Насколько вообще реально сегодня «запереть» Крым? Даже если флоты НАТО впишутся?

– Если бы можно было запереть Крым, его бы давно уже заперли. Но после ввода в строй новейших военных кораблей в состав Черноморского флота, а также развития военной причерноморской инфраструктуры, такой сценарий стал попросту невозможен.

НАТО уже не способно противостоять Черноморскому флоту РФ ни под каким соусом. Остается украинским болтунам попросту сочинять сказки для своих граждан и своей элиты. Не бесплатно, конечно!

— Чмут просто искал внимание, и он это внимание нашел, — уверен крымский журналист Сергей Кулик.

– Удивляюсь, что даже федеральные информагентства активно цитируют парнишку, называя его экспертом. Хотя трудно назвать серьезным военно-морским экспертом жителя сухопутного Житомира, который еще недавно служил старшим матросом-деловодом 501 батальона морской пехоты.

Подобные решения принимаются в министерстве обороны Украины, а не на Фейсбук-страничке бывшего морпеха, который пересказывает своими словами новостные ленты. И такое решение, похоже, принято.

Неделю назад на конференции по вопросам украинских реформ в Вильнюсе министр обороны Украины Андрей Таран признал, что у Украины нет реального оружия, которое «может остановить вторжение с моря».

И добавил, что «не позже, чем в следующем году у нас будет, с помощью от Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, несколько маленьких кораблей, «москитный флот», но с реальными боевыми способностями: с современными противокорабельными ракетами, современным электронным оружием, которое позволит нам представлять определенную угрозу российским морским силам».

Вот это заявление гораздо серьезнее, чем пост в «Фейсбуке» отставного старшего матроса.

«СП»: – Начнём с начала. Откуда они деньги возьмут на покупку?

– Дефицит украинского бюджета составляет 11 млрд долларов, а государственный долг - 90 млрд. В казне денег нет – официальный Киев недавно заявил, что остаток средств на едином казначейском счете в июне сократился в 2,2 раза – с 23,176 млрд гривен (на 1 июня) до 10,397 млрд гривен (на 1 июля). А ведь до конца года еще пять месяцев.

Зато на Крещатике на днях ветераны МВД сходились в рукопашную с действующими сотрудниками Министерства внутренних дел, требуя от правительства индексации своих пенсий, на которые даже трудно оплатить коммуналку. Большинство украинских экспертов сходятся во мнении, что этой осенью стоит ожидать социального взрыва на Украине.

Поэтому сомневаюсь, что у Киева в настоящее время есть средства для закупок катеров — он сейчас усиленно ищет деньги. Этим, кстати, и можно объяснить поведение Владимира Зеленского во время недавнего визита в Берлин, которое можно охарактеризовать следующим образом: «Немедленно остановите строительство “Северного потока-2” Ах, не можете… Ну ладно, тогда стройте, только заплатите нам отступные. И побольше, побольше….»

«СП»: – А может, американцы катера подарят? Им же выгодно вооружать Украину против России?

– Подарить – да, скорее всего так и будет. Как вы помните, четыре года назад тогдашний президент Порошенко получил от них бэушные внедорожники «Хаммер». Правда все это в итоге все равно влетело в копеечку.

За считанные месяцы из 230 внедорожников самостоятельно передвигаться были способны меньше половины – украинские военные жаловались, что старая техника поступили в Вооруженные силы Украины непригодной. А ремонт оказался занятием дорогостоящим – запчастей американцы не прислали, их можно купить только у производителей. То есть, у того же «доброго» дядюшки Сэма.

Американцы не были бы американцами, если бы не смогли заработать даже на списанном в утиль хламе. «Ничего личного, просто бизнес».

Впрочем, что говорить об алчных американцах, если даже тогдашний президент Петр Порошенко надул на полмиллиарда вооруженные силы, главнокомандующим которых он являлся, продав флоту бракованные катера, изготовленные на его предприятии.

«СП»: — Если появятся катера, по словам Чмута, Украина сможет получить постоянное военное присутствие рядом с Севастополем и Керченским проливом. Кроме того, технические характеристики этих катеров якобы позволят украинскому флоту выходить даже в Средиземное море.

– Постоянное военное присутствие не означает военного господства на море. «Москитный флот» потому и называется москитным, что, подобно комарам, может доставить небольшие неудобства. Но на каждого москита найдется свой дихлофос.

Что касается целей украинских адмиралов в Средиземном море…. Знаете, в середине девяностых в ныне не существующей газете «Правда Украины» была напечатана карикатура, высмеивающая ядерные амбиции тогдашних украинских властей: возле крытой соломой хаты расположена средневековая пушка, а рядом, гордо подбоченившись, наступив на горку ядер, стоит украинский казак с пищалью и гордо произносит: «Мы тоже ядерная держава!»

Вот так и здесь – если хоть одна из этих лоханок доплывет до Средиземноморья, то украинские ура-патриоты сразу же станут ликовать: «Мы тоже великая морская держава!»

«СП»: – Если они приобрету американские катера и попытаются кого то заблокировать возле Крыма, чем это может кончиться?

– К полуострову им, конечно же, лучше не приближаться. Ради собственной безопасности. Возле крымского побережья до сих пор периодически находят находящиеся в боевом состоянии якорные мины времен Великой Отечественной войны — там, где находились минные поля, предназначенные для поражения немецких кораблей морского десанта и вражеских подводных лодок. Мало ли, вдруг какая-нибудь из них окажется под днищем особенно ретивого катерка сопредельного государства.