Войти в почту

Современное доминирование Запада основано на санкциях

В современном мире значение санкций претерпело существенные изменения, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

Современное доминирование Запада основано на санкциях
© ФБА "Экономика сегодня"

РФ выступает против односторонних санкций

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров отметил, что манера прибегать к односторонним рестрикциям становится заразительной. США эту моду ввели, ЕС ее подхватил, но практика является абсолютно нелегитимной.

Лавров обратил внимание на риторику ЕС, который без оснований и абсолютно нелегитимно объявил РФ агрессором.

Сергей Викторович поднял важную проблему. Государственные санкции, которые МИД РФ именует рестрикциями, в обход Совбеза ООН стали нормой современной политики. Они пронизывают буквально все, начиная от внешнеполитических вопросов, заканчивая международной торговлей и энергетикой – иначе нельзя оценить правила, вводимые ЕС в рамках New Green Deal (Новый зеленый путь).

До развала СССР, Варшавского договора и СЭВ мир был построен на основе биполярной системы, когда Запад и Восток сотрудничали друг с другом на основе устава ООН, после 1991 года случился период доминирования США, старые правила стали Вашингтоном игнорироваться, но до массового применения санкций дело дошло только в десятые годы.

Теперь сложно представить хотя бы один международный вопрос, где бы не присутствовала тема санкций.

Мировая политика обросла санкциями

«Санкционные механизмы достаточно давно вышли за пределы компетенции ООН и Совбеза ООН. За последнее время было принято очень мало международных санкций через институт Совета безопасности. Можно упомянуть только санкции против ядерной программы Ирана и по Северной Корее. Еще были какие-то решения по Африке, но они несущественны», - констатирует Топорнин.

Сегодня большинство санкций используются странами и объединениями для обеспечения собственных интересов.

Ярким примером является внешняя политика США, где санкции поставлены на поток. ЕС применяют санкции как напрямую – в случае РФ и Белоруссии, так и косвенным путем, пытаясь добиться преференций в энергетическом регулировании.

Важно, что данные решения являются односторонними, без консультации в Совбезе ООН, как это было раньше.

«Санкции вышли из международно-правового поля и перешли в сферу национальных интересов. Санкционная борьба ведется Западом с крупными государствами – на первом месте здесь находится Китая, а на втором – Россия», - резюмирует Топорнин.

Китайский бизнес угрожает доминированию западных транснациональных компаний, и это все больше заботит власти США и Евросоюза. Они воспринимают Китай как геополитическую угрозу и боятся, что Поднебесная станет державой номер один.

Еще у Запада претензии к КНР с точки зрения стандартов демократии, что также активно используется в данной борьбе.

«Санкции против РФ связаны с нашей внешней политикой, где мы действуем наперекор Западу. Это мы видим по Украине, Сирии, Венесуэле и ряду других стран. Россию на Западе считают очень серьезным противником, исходя из ее военной силы», - заключает Топорнин.

Из-за этого у РФ нет совместных проектов с Западом за исключением «Северного потока – 2», находящегося под постоянным давлением. С одной стороны, это говорит о важности газопровода, а с другой – об отсутствии других тем для санкционных действий.

«США активно давят санкциями на проект, а ЕС и Германия, которая заинтересована в нем, почти ничего не делает для его реализации и защиты европейских компаний от американских действий», - констатирует Топорнин.

Экономические меры вышли на первый план, включая тарифы, экологию и прочие санитарные стандарты. Все это навязывается в США и ЕС для того, чтобы защитить собственные интересы, пусть и часто это покрывается ценностной риторикой.

«Здесь переплетаются разные интересы: военные, экономические, политические, финансовые и валютные», - заключает Топорнин.

Достаточно посмотреть на то, как американцы одними вбросами про санкции в СМИ вызывают волатильность рубля. Это инструмент, который применяется многими государствами, пусть моду на него действительно ввели США.

Санкции становятся нормой

«Санкционный процесс разрастается и превращается в набор ограничительных мер, применяемых для защиты национальных интересов. К этому нужно привыкать, тем более международное право не запрещает государствам вводить санкции», - резюмирует Топорнин.

В уставе ООН нет положений, запрещающих введение национально-ограничительных мер, просто раньше – до начала нулевых годов, если такие механизмы и использовались, то редко. Тогда международное сообщество пыталось сначала договориться.

«По сравнению с девяностыми годами резко вырос Китай, РФ занимает более сильную позицию, подтянулись другие страны, усилился Евросоюз – происходит изменение геополитической и экономической конфигурации мира», - констатирует Топорнин.

Санкции стали нормой современных международных отношений, пусть они значительно повышают уровень конфликтности в мире.