Войти в почту

Евросоюз подготовил Польше и Литве долговую ловушку

В Польше и странах Прибалтики формируется долгосрочная долговая проблема, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.

Евросоюз подготовил Польше и Литве долговую ловушку
© ФБА "Экономика сегодня"

Польша и Литва продолжают получать помощь ЕС

Дефицит государственного бюджета Литвы по итогам 2020 года составил 7,4%, а Польши – 7%. Эти страны не являются европейскими лидерами по данному направлению, но важно то, что они – крупнейшие получатели помощи из европейских фондов.

2020 год оказался сложным для европейских государств: в еврозоне соотношение государственного дефицита к ВВП за год выросло с 0,6% до 7,2%, а в целом по ЕС – с 0,5% до 6,9%. Одновременно произошел стремительный рост госдолга в странах континента.

В ЕС действовала планка дефицита европейских бюджетов в 3% от ВВП, но в 2020 году требование было выполнено только в Дании (1,1%).

В марте 2019 года польский Минфин сообщил, что с вступления Польши в состав ЕС (2004 г.) в польский бюджет из Брюсселя поступило 163 млрд евро. Чистые дотации Польши составили 110 млрд евро – 53 млрд поляки за 15 лет передали в европейский бюджет.

Брюссель создал хитрую систему взаимозачетов, где дотационные страны платят деньги в фонды ЕС, но взамен получают больше.

Только этим помощь Польше не ограничивается: в отношении Варшавы работает много инвестиционных программ. Польша назначена витриной интеграции стран бывшего соцлагеря, однако польский опыт нельзя назвать сильно удачным.

Деньги поляки у Евросоюза берут с большим удовольствием, но разница в развитии не сокращается, а политически Варшава ориентируется на Вашингтон: после прихода к власти партии «Право и справедливость» произошла конфронтация с Брюсселем.

Польша так и не стала «западной» страной и не делает сопоставимого с ее размерами вклада в европейскую экономику.

С Литвой ситуация еще хуже: по бюджетному плану ЕС на 2021-2027 года прямые дотации Литве увеличились, а их доля в литовском бюджете, если убрать за скобки Люксембург, где располагаются многие институции, достигла рекордных цифр.

Литва за семь лет получит из Евросоюза 14,5 млрд евро, из них на конвергенцию (выравнивание с Западной Европой) будет направлено 6,2 млрд евро, а на развитие сельского хозяйства – 5 млрд евро. Обе статьи расходов говорят о месте Литвы в ЕС.

Президент Литвы Гитанас Науседы назвал план уникальной возможностью для инвестирования средств в будущее страны, но в реальности это бюджет поддержания уровня жизни. Конвергенция профинансирует социально-экономические программы, а вложения в сельское хозяйство нужны для поддержания национальных производителей, иначе они вымрут под давлением конкуренции других стран ЕС.

Нет сомнений, что в бюджетном плане ЕС на 2028-2034 годы затраты на литовскую конвергенцию придется снова увеличить.

Польша и Прибалтика зависят от дотаций

«Несмотря на 17 лет пребывания в Евросоюзе, экономики Литвы и стран Прибалтики остались прежними. Они дотационны и однотипны, там не произошло качественного скачка, который был обещан им при вступлении в ЕС», - констатирует Оленченко.

Из-за этого размер дотаций ЕС является нервной темой для прибалтов, они боялись, что помощь будет урезана по плану на 2021-2027 годы.

«Первоначально европейцы планировали сократить дотации Польше и Прибалтике на 25-40%. Это привело к тому, что страны начали бунтовать, организовывать движения и предъявлять требования, а ситуация изменилась только после того, как в Брюссель пришла новая администрация ЕС в лице Урсулы фон дер Ляйен, Шарля Мишеля и Жозепа Борреля», - резюмирует Оленченко.

Новые европейские власти, выбранные на выборах 2019 года, создали фонд восстановления ЕС, который финансируется за счет заимствований. История совпала с началом пандемии COVID-19, из-за чего размер дотаций Польше и прибалтам качественно возрос.

«Такой поворот событий вызвал большое удовлетворение в Литве, Латвии и Эстонии. Литовский президент Гитанас Науседа насчитал, что помощь стране суммарно выросла на 35%, но в истории прописан неприятный для прибалтов нюанс. Новый фонд ЕС основан на заимствованиях, поэтому деньги реципиентам придется возвращать», - заключает Оленченко.

Для прибалтов здесь фигурируют впечатляющие суммы: порядка 1-1,5 млрд долларов, которые им взять неоткуда. Доходы экономик Прибалтики не растут, из-за чего задолженность придется купировать за счет помощи ЕС или рефинансирования.

«Прибалты рассчитывают за счет таких субсидий активизировать экономику, но в будущем им придется сложно. Евросоюз не хочет возвращать долги за Прибалтику – задолженность Брюсселя также значительно возросла», - констатирует Оленченко.

Для прибалтийских государств складывается сложная и опасная ситуация, в определенном смысле это относится к Польше.

«Сегодня эти страны стараются не замечать будущих долгов и трудностей, но такую политику надо описывать образным выражением: «после нас, хоть потоп». Современные политические элиты Польши и Литвы через 10 лет уйдут, а что будет в тридцатые годы XX века их не волнует. Эти люди делают вид, что проблем нет, а их страны успешно развиваются», - резюмирует Оленченко.