Войти в почту

Сыресь, капут! Подукраинец-мордвин объявил РФ «тюрьмой народов»

Сторонники бандеровской власти на Украине изобрели новое политическое ноу-хау. В ход пошли обвинения России в репрессиях в отношении малочисленных народов, живущих в нашей стране. Фронтменом процесса стал некто Боляень Сыресь — представитель российского народа эрзя, постоянно проживающий на Украине.

Сыресь, капут! Подукраинец-мордвин объявил РФ «тюрьмой народов»
© Свободная пресса

Сыресь выступил на ХХ сессии постоянного форума ООН по вопросам коренных народов по квоте Украины, где заявил, что Россия проводит жестокую политику в отношении своих национальных меньшинств. И призвал международное сообщество усилить давление на Москву. Выступал представитель народности эрзя на родном языке с синхронным переводом на английский. За его спиной был флаг эрзя.

«За последние 30 лет эрзя из миллионной нации превратились в небольшую этническую группу на грани полного исчезновения. Без войны, без эпидемий и принудительных депортаций», - утверждал Сыресь. Народ эрзя «может пережить пандемию, но не может выжить в Российской Федерации», нагнетал он, называя происходящее «последней фазой этноцида».

Общественник указал, что в России запрещено учреждать политические партии по национальному признаку, иметь свои университеты или учиться в школах на родном языке. Можно только танцевать в национальных костюмах. «Те, кто борются за права своего народа, преследуются полицией как экстремисты или подвергаются принудительному лечению в психиатрических больницах», - посетовал он.

За право «наехать» на Россию Сыресь отблагодарил свою новую Родину пассажем о том, что РФ якобы готовит ложные доклады об обеспечении прав национальных сообществ и коренных народов на Украине, спонсирует кампании дезинформации, неправомерно меняет состав населения оккупированного Крымского полуострова и запугивает эскалацией войны.

Похоже, Боляень Сыресь чувствует неподъемную ответственность за свой малый народ. Иначе объяснить его титул «инязора» эрзя («правитель», «старейшина») нельзя. Разве что медицинскими причинами, открытые данные о которых отсутствуют. Сыресь родился в Саранске, но живет в незалежной, где возглавляет общество эрзя «Erzan val» и выступает соучредителем общественного движения «Свободный Идель-Урал».

Впрочем, Сыресь не ограничивается борьбой за права только эрзя. Его также волнует судьба соседей по региону: мокши, удмуртов, мари, чувашей, башкир, татар, а также бурятов и народов Кавказа. Можно предположить, что общественник просто ненавидит русских и готов защищать от «угнетения» любые национальные группы - лишь бы быть против Москвы.

Инициатива Сыреся была замечена и соответствующим образом освещена региональным изданием Idel.Реалии* — структурой аффилированной с «Радио Свобода»**, финансируемой Госдепартаментом США и подогревающей сепаратистские тенденции в России. Портал с беспокойством пишет о «растущем доминировании русского языка» при одновременном «отсутствии эффективной поддержки языков национальных меньшинств».

Эскапады Сыреся в чем-то похожи на обвинения той части крымских татар, которая считает своим политическим лидером Мустафу Джемилева. Они также борются с Россией, русскими, русским языком в Крыму, не желая замечать, что крымско-татарская диаспора получила после 2014 года больше преференций, чем за все годы жизни под Киевом. Включая статус своего языка, новые мечети и участие в общественной жизни полуострова.

Причем Сыресь, как и Джемилев, абсурдно выбрал в союзники бандеровскую власть в Киеве, которая законодательно поставила вне закона русский язык, запретив даже образование на нем. Где логика, где совесть? Политическая неразборчивость, необоснованные амбиции, тщеславие — плохие спутники на политическом пути, который, судя по всему, выбрал Сыресь. Как бы самозванному «старейшине» однажды не оказаться низвергнутым своим собственным народом эрзя: Сыресь, капут!

О том, как надо понимать выступление представителя народа эрзя с высокой международной трибуны рассказал «СП» бывший сотрудник российской дипмиссии в ООН, экс-советник Кофи Аннана Игорь Никулин.

- Напомню, после Второй мировой войны Иосиф Сталин ввел Украину, как и Белоруссию, в состав ООН как пострадавшие от агрессии. В ООН каждое государство, в том числе Украина, имеет право на разного рода выступления. Тем более, если этот человек (Боляень Сыресь) — гражданин Украины, то в рамках регламента он вполне может выступить. Это просто риторика. Для Украины это очередной способ лягнуть Россию. Враг моего врага если не друг, то как минимум попутчик. Ничего нового. Эта формула в политике существует не одно столетие.

«СП»: - Поневоле задумаешься, а правильно ли было вводить Украину как самостоятельное якобы государство в ООН? Получается, мы сами подчеркнули, что наша страна состоит из национальных кусков...

- Идея создания на территории бывшей Российской империи независимых государств была ошибкой, как и право наций на самоопределение с правом выхода из состава СССР. Тогда большевики поднимали сепаратизм на окраинах империи для борьбы с царским правительством, а мы теперь за это расплачиваемся. Путин назвал это «бомбой», которая была заложена сто лет назад.

«СП»: - На Западе, особенно в Европе, политика России в отношении национальных языков, их господдержка считается чуть ли не образцовой...

- Европа сейчас поддерживает комплиментарный подход в отношении нацменьшинств, так как продвигает мультикультурализм. Но наш опыт говорит об обратном — развалили единое государство. Разве это успех? В свое время Россия приняла в свой состав 200 с лишним народов и всех их сохранила. Американцы же уничтожили сотни племен, от которых осталось только название. Если Россию называли «тюрьмой народов», то Америка и Европа — это кладбище народов.

Но даже если Россия и была тюрьмой народов, то зачем растаскивать тюремное имущество? С чем пришли, с тем и уходите. Это прямо относится к Украине и к некоторым другим республикам.

«СП»: - Седьмой год не можем вернуть свое на Украине. А в случае «некоторых других республик» даже не заикаемся о своих правах, хотя там понемногу щемят русских...

- Вообще-то, мы мононациональная страна. У нас более 70 процентов — русские. И весь этот мультикультурализм нам пора завершать. Иначе все это закончится тем же, чем закончил Советский Союз. Следует провести укрупнение регионов и ввести губернии. Были же у нас Тифлисская губерния, Казанская губерния и т. п.

Как в Америке штаты. Там же нет негритянской республики, индейской, гаитянской, шведской, немецкой республики. Кстати, во время объявления декларации независимости США английский язык там победил с разницей всего в три голоса. Вполне мог быть и немецкий язык государственным. Потому что немцев там было столько же, сколько англичан. Так что же теперь вводить немецкую республику и еще два десятка национальных образований? Нет, конечно. У них территориальный принцип. И точка.

У нас прежняя национальная политика, несмотря на критику ее Путиным, так и не отменена. Национальные регионы по сравнению с русскими регионами имеют целый ряд преференций. Они и налогов отдают меньше в федеральную казну. Например, Чечню полностью газифицировали, а Подмосковье — нет. А в соседних областях порой и вовсе печное отопление. Вот оно какое отношение властей. Большой брат почему-то должен платить за всех младших братьев.

По словам уроженки Саранска Людмилы Малиновой, притеснения народа эрзя — выдумка.

- Мордва живет по всей средней полосе России до Урала. В основном в деревнях, обособленно. В городах их было очень мало. Поэтому они свой этнос и сохранили. В свое время мордве решили создать национальную республику, отрезали территории у нескольких регионов и сделали Мордовскую АССР. При этом, по статистике, в Москве мордвы живет больше, чем в республике.

«СП»: - Сыресь утверждает, что русские якобы насильно окрестили эрзя и мокшу мордвой, хотя это два совершенно разных народа...

- Мордва, как индейцы, которые бывают разных племен. Есть эрзя, мокша, а есть еще шокша. А все вместе — это мордва. Непонятно, в чем тут можно упрекать русских. В моем школьном классе в Саранске была только одна мордовка. Также было четверо татар, остальные а-ля русские. В городе мордовскую речь почти не услышишь. Но в деревнях да, говорят по-мордовски.

Мордовская молодежь из деревень переезжает в города, сходится с русскими (сильной разницы между нами нет), ассимилируется и их дети становятся в основном русскими. Говорят про татар, но это верно и по отношению к мордве - потри русского, найдешь частично мордвина. Еще Есенин писал: «Край мой! Любимая Русь и Мордва!» И конечно никто их никогда не притеснял от слова «совсем».

«СП»: - Полная дружба народов. А еще упрекают власти в том, что мордву якобы подавляют...

- У них всегда были преференции. Это была титульная нация в республике и поэтому что эрзянам, что мокшанам, например, при поступлении в местный университет, институты надо было набрать меньшее количество баллов. Более того, у них как у национальных кадров были льготы при поступлении в высшие учебные заведения союзного значения.

А когда СССР рухнул и губернатором стал Николай Меркушкин (мокша — Авт.) для них вообще было сделано все, что возможно. Привлекались инвестиции, поддерживались культурные программы. Идут постоянные обмены с университетами Финляндии, Эстонии, Венгрии. Позже Меркушкин стал представителем президента по взаимодействию со Всемирным конгрессом финно-угорских народов.

Что касается языка, то, например, в лучшей в Саранске школе №12 эрзянский язык преподается детям в обязательном, а не факультативном порядке наряду с английским. Хотя там почти все русские. В университете есть целый Институт национальной культуры (сейчас там обучается свыше тысячи человек — Авт.). Прекрасные мордовские сказки постоянно переиздаются.

«СП»: - А есть мордвины, известные на всю страну?

- Есть, конечно. Тот же летчик Михаил Девятаев, который устроил побег на захваченном самолете из немецкого концлагеря. Его прессовало НКВД, но за него заступился Сергей Королев. Девятаев — мокша, 13-й ребенок в семье, мама его даже не знала русского языка. И вот он — герой, прославляем, объездил со своими выступлениями весь Советский Союз. Я сама дважды слушала его в моей школе.

Или, например, местный скульптор Степан Эрьзя (Нефедов), которому специально построили целый музей, чтобы он мог демонстрировать свои работы. «Эрьзя» - это псевдоним, который он взял, чтобы прославить свой народ. Его творчество изучают все школьники в Мордовии, обязательно посещают его музей, знают про него.

«СП»: - Что же тогда этот Сыресь передергивает?

- Бывает, когда между народами или народом и властью случается какой-то конфликт. Например, крымских татар в 1944 году депортировали. Но в случае с мордвой никакого конфликта нет. За что этот Сыресь зацепился? Это он сам все придумал. Кстати, взгляните на биографию этого деятеля. Он ведь никакой не Боляэнь Сыресь, а просто Саня Болькин. По отцу русский. В общем, сын лейтенанта Шмидта.

*Idel.Реалии — издание внесено 05.12.2017 Минюстом РФ в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

**«Радио «Свободная Европа»- «Радио «Свобода» («РСЕ»/-«РС») - внесено 05.12.2017 Минюстом РФ в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.

** Радио «Свободная Европа/Радио Свобода» («РСЕ/СЕ»), включено Минюстом РФ в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента 05.12.2017.