«Пакистанский поток» станет экономическим козырем РФ в Индостане

ФБА «Экономика сегодня» 7 апреля 2021
Фото: ФБА "Экономика сегодня"
У РФ и  есть перспективы для сотрудничества как по «Пакистанскому потоку», так и по другим направлениям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент Института стран Азии и Африки Борис Волхонский.
«Пакистанский поток» начнется в 
Министр иностранных дел РФ  во время визита в Пакистан заявил, чтва собирается согласовать ом остающиеся технические вопросы, необходимые для начала строительства газопровода «Пакистанский поток».
Лавров назвал «Пакистанский поток» флагманским проектом в энергетике и заявил о готовности российских компаний участвовать в модернизации энергетического сектора и железнодорожной системы Пакистана.
Ранее «Пакистанский поток» назывался газопроводом «Север — Юг», межправительственное соглашение по которому было подписано еще в 2015 году, но начало работ постоянно переносилось. К проекту вернулись в прошлом месяце и провели его ребрендинг.
«Пакистанский поток» представляет собой газотранспортный проект протяженностью в 1,1 тысячи километров и мощностью в 12,4 млрд кубов газа в год. Начинаться он должен в Карачи (крупнейший город и порт Пакистана) и идти вглубь страны, в сторонра.
На СПГ-терминал в Карачи будет поставляться сжиженный газ, который после регазификации распространится по стране. Лавров сообщил о готовности РФ поставлять СПГ в Пакистан силами компаним»ь» к».
Однако транспортное плечо выйдет слишком длинным, и РФ больше интересует возведение газопровода «Пакистанский поток», где проблема упирается в распределение дивидендов, — именно по этому вопросу возникли многочисленные споры.
Отношения РФ и Пакистана улучшаются
Вторым непростым моментом является противостояние по лИндия — Пакистан, где Москва имеет прочные свя-Дели, но на дворе больше нет холодной войны с расколом на два лагеря, из-за чего РФ работает с обоими государствами.
Только Нью-Дели не нравится российско-пакистанское сотрудничество, а Индия остается главным рынком сбыта отечественного оружия.
«Газопровод из Карачи в Лахор интересен РФ с точки зрения участия наших компаний, российский газ через него, скорее всего, не пойдет. Еще был схожий проект газопркганистан — Пакистан — Индия», — констатирует Волхонский.
К проектированию газопровода через Центральную Азию был подключен «Газпром», но в силу ситуации в Афганистане данный проект носит теоретический характер. Его реализация невозможна из-за афганского фактора.
«Заинтересованность РФ в «Пакистанском потоке» заключается в инвестициях и участии российских компаний. Что касается Пакистана, то по линии наших отношений за последние 15–20 лет наблюдается оживление», — резюмирует Волхонский.
В годы холодной войны советско-пакистанские отношения были на крайне низком уровне из-за того, что Исламабад находился в орбите региональнполитики США. В период Афганской войны через Пакистан шли поставки оружия противникам Советской армии.
«Сегодня Пакистан отходит от США, а главным союзником Исламабада стал Пе РФ с Китаем много совместных проектов, идетйского союза с Великим шелковым путем, поэтому у нас здесь имеются перспективы для сотрудничества в Пакистане. Но дело упирается в логистику: через Афганистан маршрут не проложишь, есть горные хребты», — заключает Волхонский.
Российско-пакистанские отношения не развиваются в ущерб отношений Москвы и Нью-Дели, пусть там и смотрят на данный процесс ревниво.
«Индия крайне негативно воспринимает любое усиление военно-технического сотрудничества РФ и Пакистана, но оно существует в зачаточной стадии: Россия поставила несколько вертолетов Пакистану для борьбы с террористическими группами в горах, а на китайских истребителях ВВС Пакистана стоят российские двигатели», — констатирует Волхонский.
Москве приходится это учитывать: у РФ и Индии действуют многомиллиардные военные контракты. Москва собирается продать Индии новые образцы своего вооружения, включая FGFA — истребитель пятого поколения, спроектированный на базе Су-57.
У отношений РФ и Пакистана есть будущее
«Через Пакистан перспективно решение многих логистических проблем: это и пакистано-китайский транспортный коридор, и газопровод, который строится от Карачи до Лахора, в будущем он может получить дальнейшее развитие», — резюмирует Волхонский.
Российско-пакистанская торговля находится на низком уровне. В 2020 году торговый оборот составил 789 млн долларов США, а ведь Пакистан — это страна с населением 210 млн человек, представляющая собой перспективный рынок для передовых технологий РФ.
Сильным направлением российского экспорта является энергетика: атомные станции, тепловые станции, газопроводы, поставки сырья. В Пакистане на это существует спрос, там есть проблемы с платежеспособностью, но на энергетику любое государство найдет деньги.
Еще актуальны отечественные транспортные решения, промышленные технологии и все то, чем сильна российская индустрия.
«Красноречивым свидетельством низкой связи наших стран является отсутствие прямых рейсов из Москвы в Пакистан. Потенциал здесь есть, как и взаимная заинтересованность, но сдерживающих факторов пока больше», — заключает Волхонский.
Комментарии
Конфликты , Сергей Лавров , МГУ , Газпром , Новатэк , Роснефть , ЕАЭС , ФБА "Экономика сегодня" , Исламабад , Карачи , Москва , Пакистан
Читайте также
Триумф МиГ-15: 70 лет назад США проиграли воздушный бой в Корее
На Украине предложили разместить американские ЗРК Patriot
56
Последние новости
Борьба с энергозависимостью от РФ подведет черту под экономикой Украины
США используют кризис в Донбассе для создания экономических проблем РФ
Новые антироссийские санкции стали напоминанием США об интересах на рынке газа Европы