Войти в почту

«Пакистанский поток» станет экономическим козырем РФ в Индостане

У РФ и Пакистана есть перспективы для сотрудничества как по «Пакистанскому потоку», так и по другим направлениям, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский.

«Пакистанский поток» станет экономическим козырем РФ в Индостане
© ФБА "Экономика сегодня"

«Пакистанский поток» начнется в Карачи

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров во время визита Пакистан заявил, что Москва собирается согласовать с Исламабадом остающиеся технические вопросы, необходимые для начала строительства газопровода «Пакистанский поток».

Лавров назвал «Пакистанский поток» флагманским проектом в энергетике и заявил о готовности российских компаний участвовать в модернизации энергетического сектора и железнодорожной системы Пакистана.

Ранее «Пакистанский поток» назывался газопроводом «Север – Юг», межправительственное соглашение по которому было подписано еще в 2015 году, но начало работ постоянно переносились. К проекту вернулись в прошлом месяце и провели его ребрендинг.

«Пакистанский поток» представляет собой газотранспортный проект протяженностью в 1,1 тысячи километров и мощностью в 12,4 млрд кубов газа в год. Начинаться он должен в Карачи (крупнейший город и порт Пакистана) и идти вглубь страны, в сторону Лахора.

На СПГ-терминал в Карачи будет поставляться сжиженный газ, который после регазификации распространится по стране. Лавров сообщил о готовности РФ поставлять СПГ в Пакистан силами компаний «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк».

Однако транспортное плечо выйдет слишком длинным и РФ больше интересует возведение газопровода «Пакистанский поток», где проблема упирается в распределение дивидендов, именно по этому вопросу возникли многочисленные споры.

Отношения РФ и Пакистана улучшаются

Вторым непростым моментом является противостояние по линии Индия – Пакистан, где Москва имеет прочные связи с Нью-Дели, но на дворе больше нет холодной войны с расколом на два лагеря, из-за чего РФ работает с обоими государствами.

Только Нью-Дели не нравится российско-пакистанское сотрудничество, а Индия остается главным рынком сбыта отечественного оружия.

«Газопровод из Карачи в Лахор интересен РФ с точки зрения участия наших компаний, российский газ через него скорее всего не пойдет. Еще был схожий проект газопровода Туркмения –Афганистан – Пакистан – Индия», - констатирует Волхонский.

К проектированию газопровода через Центральную Азию был подключен «Газпром», но в силу ситуации в Афганистане данный проект носит теоретический характер. Его реализация невозможна из-за афганского фактора.

«Заинтересованность РФ в «Пакистанском потоке» заключается в инвестициях и участии российских компаний. Что касается Пакистана, то по линии наших отношений за последние 15-20 лет наблюдается оживление», - резюмирует Волхонский.

В годы холодной войны российско-пакистанские отношения на крайне низком уровне из-за того, что Исламабад находился в орбите региональной политики США. В период Афганской войны через Пакистан шли поставки оружия противникам Советской армии.

«Сегодня Пакистан отходит от США, а главным союзником Исламабада стал Пекин. У РФ с Китаем много совместных проектов, идет сопряжение Евразийского союза с Великим шелковым путем, поэтому у нас здесь имеются перспективы для сотрудничества в Пакистане, но дело упирается в логистику: через Афганистан маршрут не проложишь, есть горные хребты», - заключает Волхонский.

Российско-пакистанские отношения не развиваются в ущерб отношений Москвы и Нью-Дели, пусть там и смотрят на данный процесс ревниво.

«Индия крайне негативно воспринимает любое усиление военно-технического сотрудничества РФ и Пакистана, но оно существует на зачаточной стадии: Россия поставила несколько вертолетов Пакистану для борьбы с террористическими группами в горах, а на китайских истребителях ВВС Пакистана стоят российские двигатели», - констатирует Волхонский.

Москве приходится это учитывать: у РФ и Индии действуют многомиллиардные военные контракты. Москва собирается продать Индии новые образцы своего вооружения, включай FGFA – истребитель пятого поколения, спроектированный на базе Су-57.

У отношений РФ и Пакистана есть будущее

«Через Пакистан перспективно решение многих логистических проблем: это и пакистано-китайский транспортный коридор, и газопровод, который строится от Карачи до Лахора, в будущем он может получить дальнейшее развитие», - резюмирует Волхонский.

Российско-пакистанская торговля находится на низком уровне. В 2020 году торговый оборот составил 789 млн долларов США, а ведь Пакистан – это страна с населением 210 млн человек, представляющая собой перспективный рынок для передовых технологий РФ.

Сильным качеством российского экспорта является энергетика: атомные станции, тепловые станции, газопроводы, поставки сырья. В Пакистане на это существует спрос, там есть проблемы с платежеспособностью, но на энергетику любое государство найдет деньги.

Еще актуальны отечественные транспортные решения, промышленные технологии и все то, чем сильна российская индустрия.

«Красноречивым свидетельством низкой связи наших стран является отсутствие прямых рейсов из Москвы в Пакистан. Потенциал здесь есть, как и взаимная заинтересованность, но сдерживающих факторов пока больше», - заключает Волхонский.