Войти в почту

В 1997 году администрация президента США Билла Клинтона инициировала создание структуры сдерживания России в виде «неформального» взаимодействия Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы (ГУАМ), пишет колумнист украинского еженедельника «2000» Иван Заречняк.

НАТО для бедных
© Свободная пресса

В то время лишь Украина не имела проблем с РФ, которая в мае 1997 г. подписала договор о стратегическом партнерстве, признававший территориальную целостность державы. Однако США уже тогда рассматривали Украину в качестве инструмента сдерживания России на постсоветском пространстве и готовы были реализовывать этот курс.

«Революция роз» ноября 2003 года в Грузии вывела ГУАМ из спячки. Грузию стали рекламировать как витрину успешных реформ, которые нужно срочно проводить остальным постсоветским республикам. Первая попытка сделать это на Украине была предпринята после «оранжевой революции» 2004 года.

Была и попытка присовокупить к ГУАМ Узбекистан, однако после бунта исламистов в Андижане в мае 2005 года Ташкент отказался от участия в проекте. Но в том же году президент Украины Виктор Ющенко пафосно заявил о создании «Содружества демократического выбора». Формальным его участником стал и Азербайджан, но Баку искал и иные способы решения карабахской проблемы с опорой на особые отношения не только с США, но и с Турцией и Россией.

Тем более что грузинский президент Михаил Саакашвили в августе 2008 года убедительно показал, к сколь плачевным результатам приводит силовой авантюризм в попытке восстановить территориальную целостность без готовности изменить ультранационалистическую внутреннюю политику. Собственно, такой курс в 1990—1992 гг. и отторг от Грузии Абхазию и Южную Осетию. Символично, что Украина и Молдова громко поддержали Грузию. На этом примере европейские страны НАТО, прежде всего Германия и Франция, убедились в том, что были правы, отказав Киеву и Тбилиси в получении плана подготовки к членству в НАТО.

Победа на президентских выборах на Украине Виктора Януковича временно заморозила проект ГУАМ. США тем временем приступили к выстраиванию новых редутов санитарного кордона, поддерживая проект «Трех морей». Идея была в том, чтобы надежнее отделить геоэкономически Германию от России и Китая поясом проамериканских стран, располагающихся между Балтийским, Черным и Адриатическим морями. В этой конфигурации ГУАМ должен был стать ядром так называемой Балтийско-Черноморской оси. Но Харьковские соглашения о продлении срока аренды баз Черноморского флота РФ в Крыму до 2030 года ставили этот план под сомнение. Россия в свою очередь использовала строительство газопроводов «Северный поток» и «Южный поток» в обход территории Украины как стимулы для склонения Украины к участию в Евразийском экономическом союзе.

Разумеется, это противоречило интересам США. Тогдашний советник Барака Обамы Майкл Макфол откровенно признает в мемуарах, что «перезагрузка в отношениях с Россией была стратегией достижения американских интересов в России». Эти интересы заключаются в ослаблении российского влияния в Европе и Евразии, в укреплении НАТО и силовом давлении на Россию, в ослаблении экспортных энергетических возможностей РФ, стимулировании российских элит к признанию доминирования США. В 2013—2014 гг. Украине была отведена ключевая роль в этом процессе «сдерживания».

После начала войны в Донбассе Украина стала полностью похожа на Грузию и Молдову, которые имеют территориальные проблемы с Россией. Между тем Азербайджан имеет проблемы не с Россией, а с ее союзником Арменией. Поэтому Баку не демонстрирует особой активности в проекте ГУАМ. Американский успех на Украине не сопровождался успехом в Грузии. После отставки Саакашвили Грузия ослабила градус конфронтации с РФ. Зато Саакашвили стал политическим Фигаро на две страны, сохраняя контроль за своей партией в Грузии и занимаясь партийным строительством на Украине.

В феврале 2021 года демарш Саакашвили, когда призвал своих грузинских сторонников к бунту, стал поводом для очередного дипломатического скандала между Киевом и Тбилиси.

Свои проблемы после смены президента Додона на Санду имеет Молдавия. Санду пытается найти повод для проведения внеочередных парламентских выборов, чтобы разгромить оппозицию.

Кажется, что администрация президента Байдена призывает Украину, Грузию и Молдавию к взаимопомощи, к созданию зоны свободной торговли, хотя объемы торговли между ними минимальны. В свою очередь Азербайджан после разгрома Армении в сентябре—ноябре 2020 г. консолидирует успех и дистанцируется от бедняков ГУАМ.

Американский разведцентр Stratfor, который в экспертном сообществе известен как «теневое ЦРУ», делает комплименты Турции и прогнозирует до 2050 года создание «Великого Турана», включающего ряд территорий мусульманских республик России и Крым. Именно этот «Туран» должен будет сдерживать Китай и то, что останется от России.

Но в переходный период с этой ролью должно справляться «НАТО для бедных» — ГУАМ. Ради этого Грузия, Молдавия и Украина, по всей вероятности, уже в 2021 году получат план подготовки к членству в НАТО, вопреки традиции не принимать в НАТО страны, имеющие территориальные проблемы.

Впрочем, эта традиция была уже не раз нарушена. В 1952 году в НАТО приняли Грецию и Турцию. А после провозглашения 17 февраля 2008 года независимости Косово в НАТО все равно приняли Албанию, до сих пор претендующую на часть территории Греции и Северной Македонии. Ведь интерес к контролю за балканским нелегальным транзитом мигрантов и наркотиков сильнее каких бы то ни было формальных политических проблем.

Такова же стратегия США и Британии относительно Грузии, Молдавии и Украины. В Грузии ситуацию будут держать в подвешенном состоянии, шантажируя грузинский правящий класс призраком Саакашвили. В Молдавии Россию будут кошмарить требованием вывода войск из Приднестровья, угрозами террористических актов на крупнейшем в Европе складе боеприпасов в селе Колбасная. На Украине продолжат строительство американо-британской военно-морской базы в Очакове, играя с огнем в мягком подбрюшье Крыма. Одновременно будут провоцировать гибридное наступление на позиции ДНР и ЛНР, провоцируя РФ к их официальному признанию и новым санкциям.

Под эту сурдинку Вашингтону можно надеяться на победу в сентябре 2021 года на выборах в Германии проамериканской коалиции, а в мае 2022 года на президентских выборах во Франции — «атлантиста» Макрона. Тогда можно будет вовлечь Европейский Союз в Трансатлантическую зону свободной торговли на американских условиях деиндустриализации Европы.

Таким образом, европейский фланг блока (НАТО богатых) будет работать на «возвращение Америки» на лидерские позиции, а ГУАМ (НАТО для бедных) будет таскать каштаны для США из огня конфронтации с Россией.