Войти в почту

Компания-банкрот поможет "Русалу" получить передовые технологии ФРГ

Покупка РУСАЛом компании Alumininum Rheinfelden GmbH соответствует отношениям РФ и ФРГ после 2014 года, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН Александр Камкин.

Компания-банкрот поможет "Русалу" получить передовые технологии ФРГ
© ФБА "Экономика сегодня"

Российская компания РУСАЛ объявила о подписании соглашения о покупке немецкой компании Alumininum Rheinfelden GmbH, переживающей непростые времена из-за пандемии COVID-19 и ограничений на хозяйственную деятельность в ФРГ.

РУСАЛ спасает немецкую компанию от банкротства

В сентябре 2020 года Alumininum Rheinfelden GmbH даже подала в суд города Лерраха иск по защите интересов сотрудников. Это было сделано для того, чтобы Агентство по трудоустройству ФРГ начало платить зарплату 256 сотрудникам компании.

Переговоры по финансированию Alumininum Rheinfelden GmbH провалились летом 2020 года из-за пандемии COVID-19. Затем случилось данное квази-банкротство с обращением госорганы. Ситуацией воспользовался РУСАЛ и выкупил эту немецкую компанию.

Alumininum Rheinfelden GmbH была основана в 1898 году на ниве роста экономики и промышленности в кайзеровской Германии, и долгие годы являлась лидером отрасли. Сегодня ее позиции скромные, однако в 2019 года оборот структуры составил 177 млн евро

Данная структура специализируется на продукции с высокой добавленной стоимостью, обладает большим опытом в области инноваций, НИОКР и технической экспертизы. Еще у Alumininum Rheinfelden GmbH есть связи в автомобильной промышленности ФРГ.

РУСАЛ планирует развивать активы Alumininum Rheinfelden GmbH, увеличить производство сплавов до 30 тысяч тонн год и использовать научно-технический потенциал предприятия для внедрения инновационных решений.

Российская компания с одной стороны открывает дверь в ту часть экономики ФРГ, которая потребляет алюминий и алюминиевую продукцию, а с другой – получает доступ к передовым технологиям промышленного производства.

РУСАЛ путем покупки проблемного немецкого актива обошел европейский санкционный режим, хотя здесь есть сложные моменты. Во-первых, власти ФРГ относятся настороженно к любому сотрудничеству с РФ, а во-вторых, РУСАЛ в 2018 году попал под санкции США. Тогда было оказано беспрецедентное давление на российского бизнесмена Олега Дерипаску.

Американские санкции были сняты с РУСАЛа в 2019 году, но европейский бизнес обычно боится связей с такими российскими компаниями.

«В Германии существует четкое различие между политикой и экономикой. Политический класс ФРГ зачастую критикует Россию, присоединяется к санкциям против нашей страны, но бизнес обладает свободой действий», - констатирует Камкин.

Общественное мнение ФРГ и ангажированные СМИ негативно относятся к инвестициям из таких стран, как РФ и Китай, но в немецкой экономике обычно совершают действия, полагаясь на экономический интерес.

«Санкционные режимы, которые были введены против РФ и таких компаний, как РУСАЛ, постоянно заставляют искать обходные пути для сотрудничества. Из-за этого некоторые российские структуры переводили активы в Швейцарию и другие страны. Ресурсные, угледобывающие и производящие минеральные удобрения компании РФ теперь обладают филиалами в Европе», - резюмирует Камкин.

Данная политика осуществлялась для того, чтобы выйти из-под ограничений санкционного режима 2014 года.

«Вопрос доступа к технологиям в условиях санкционного режима является одним из наиболее критичных для российских структур, поэтому в этом решении РУСАЛ действует в силу современных политико-экономических обстоятельств», - заключает Камкин.

Отношения РФ и ФРГ продолжат развиваться

Вчера состоялось выступление в бундестаге министра иностранных дел ФРГ Хайко Мааса, назвавшего «Северный поток – 2» экономически выгодным для Берлина проектом и потенциальным фактором геополитического влияния на Москву.

Маас и правительство ФРГ пытаются защитить «Северный поток – 2» от нападок, которые идут как внутри немецкой политики, так и со стороны США и других стран Евросоюза, для чего Берлином постоянно приводятся новые аргументы.

«Северный поток – 2» достроят, а вопросы вызывает, как будут затем складываться наши отношения с ФРГ. После 2014 году между Россией и Германией установился не самая позитивная для нас система отношений. Москва продает Берлину газ и другие ресурсы по небольшим ценам, но получает от немцев деньги, а не передовые технологические решения.

Собственно, сделка РУСАЛА по Alumininum Rheinfelden GmbH является обходом данного ограничения.

«Вопрос передачи новейших технологий является критичным для крупных международных компаний, включая немецкие. Не стоит надеяться на то, что Германия раскроет РФ кладовые хайтека. Любая компания, которая работает в сфере высоких технологий, максимально долго удерживает под контролем то или иное технологическое решение», - констатирует Камкин.

Третьим странам передаются технологии, которым уже есть замена. Это видно по сотрудничеству РФ с Siemens и другими компаниями из ФРГ, где Москва всегда ставила условия по локализации, а немцы выполняли наши требования.

«Такой подход всегда был в наших отношениях, начиная со сделки «газ – трубы» шестидесятых годов», - резюмирует Камкин.