Войти в почту

В Вашингтоне вновь собираются рвать в клочья российскую экономику

Новая администрация США планирует продолжить давление на проект «Северный поток – 2», добиваясь его остановки. Уже введены санкции против судов, участвующих в строительстве, однако, как заявил госсекретарь Майк Помпео, в ближайшем будущем США рассмотрят дополнительные меры.

В Вашингтоне вновь собираются рвать в клочья российскую экономику
© Свободная пресса

«Соединенные Штаты рассмотрят дальнейшие действия в ближайшем будущем в рамках CAATSA и Закона о защите европейской энергетической безопасности (PEESA) с поправками», — сообщил он после объявления о санкциях в отношении России.

При этом госсекретарь объяснил действия американской администрации заботой и об Украине, которую завершение «Северного потока – 2» лишит «жизненно важных доходов и сделает ее доступной для дальнейших агрессивных действий России», и о Западной Европе, на которую, по его мнению, посредством газопровода Россия оказывает давление.

«Сегодняшнее сообщение демонстрирует, что Соединенные Штаты не боятся привлекать к ответственности тех, кто продолжает помогать и подстрекать этот инструмент российского принуждения», — подчеркнул представитель администрации президента Дональда Трампа.

Его потенциальный преемник на посту госсекретаря Энтони Блинкен в этом вопросе линию предшественника собирается продолжить.

«Я решительно настроен на то, чтобы сделать все возможное, чтобы предотвратить завершение», – заявил он во вторник на слушаниях в комитете по иностранным делам Сената Конгресса США.

При этом не исключил, что европейские партнеры США могут с этим не согласиться, но новая американская администрация будет пытаться их убедить в необходимости остановки проекта.

«Если это не удастся, я думаю, что нам надо будет серьезно рассмотреть все те инструменты, которые у нас есть, в том числе те, что вы (Конгресс) предоставляете», – добавил Энтони Блинкен.

По его словам, избранный президент Джо Байден считает «Северный поток – 2» плохой идеей.

Между тем, посол России в США Анатолий Антонов убежден, что Вашингтон не выиграет от введения санкций против участников проекта. Он напомнил, что в Соединенных Штатах уже давно пытаются помешать строительству российского газопровода, принимают законодательные меры, угрожают как России, так и ее европейским партнерам, заинтересованным в реализации проекта.

«США вышли за рамки приличия в попытке добиться своих узкоконъюнктурных целей. Нарушают нормы международного права, принципы честной и свободной торговли. Не считаются даже с мнением собственных союзников», – констатировал он.

По мнению дипломата, все это не что иное, как неприкрытая недобросовестная конкуренция, стремление создать себе преимущество на энергорынке Европы, силой заставить страны региона покупать американское сырье. Он убежден, что «в конечном итоге победителей в этой авантюре не будет».

Видимо, в администрации Джо Байдена все-таки возлагают надежды на санкции. Правда, как заявила кандидат на пост министра финансов США Джанет Йеллен, планируется пересмотреть санкционный режим.

«Я сосредоточусь на том, чтобы обеспечить, чтобы они (санкции – ред.) использовались стратегически и должным образом», – заявила она в сенате США.

Эти слова не означают, что США остановят свою санкционную дубинку, и речь идет о придании санкциям большей эффективности с точки зрения интересов США, как их представляет новая администрация, считает заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов.

– Цель санкций очевидна – уничтожение конкурентов. В связи с этим, скорее всего, будут изыскиваться новые цели и задачи, которые делали бы санкционный режим более эффективным, потому что, как мы видим, санкции, введенные США в последние годы, абсолютно не дают никакого эффекта.

Вероятно, будут изменения в санкционной политике, направленные на то, чтобы нанести максимальный ущерб стране, в отношении которой вводятся санкции. Настолько, насколько хватит американских возможностей ударить побольнее, в частности, по экономике России. Видимо, речь будет идти о ревизии санкции и одновременно анализе экономической, политической, социальной ситуации в России для выявления наиболее узких мест и болезненных пунктов, по которым может быть нанесен удар. Например, по информационно-коммуникационной системе.

Мы видим, как санкции Twitter, Google и Facebook подействовали в отношении собственного президента. Очевидно, что пока инфраструктура глобальных информационных сетей находится в США, они будут способны – во всяком случае, у них будет соблазн – нанести удар по своим оппонентам, в том числе по России.

«СП»: – Кроме этого, где еще можно ждать удары?

– Еще одной сферой, где возможна интенсификация санкционного режима, может стать сфера глобальных финансов. Россия здесь проделала гигантский путь для достижения финансовой независимости от глобальных игроков, тем не менее такие попытки буду предприняты. И попытки нанесения ударов по наиболее крупным российским предприятиям, отраслям экономики. Мы уже видели санкционные меры в отношении крупных российских компаний, и этот ресурс, вероятно, будет задействован.

США эпохи Байдена будут искать уязвимые позиции, которые позволят побольнее ударить по России. При этом 4 года назад 44-й президент США заявил, что экономика России разорвана в клочья. Как известно, это было фальшивое объявление о победе в войне с Россией. Экономика России не сказать что прекрасно себя чувствует, но адекватна и в условиях пандемии существенно лучше, чем многих других стран.

Однако продолжатели дела Барака Обамы – команда, пришедшая с Байденом – будут пытаться войти в ту же самую реку, чтобы через 4 года Байден или человек, который придет на его место, смог сказать, что экономика России разорвана в клочья. Мы не дадим, конечно, им праздновать победу, но атаки будут.

Немецкий политолог Александр Рар предлагает подождать принятия решений новой администрацией. При этом он полагает, что тон в отношениях США и Германии должен измениться.

– Америка, как и Европейский Союз, заинтересована в том, чтобы союзнические отношения начали работать. Чтобы не было вражды, раскола. Это не выгодно американцам. Во всяком случае, администрация Байдена не пойдет на разрыв с Европой, на который шел президент Дональд Трамп. Байден не может начинать свое президентство войной против немецких и европейских компаний.

Во-первых, сейчас будут другие переговоры. Конечно, американская администрация будет упорствовать и требовать, чтобы немцы отказались от «Северного протока – 2», но будут делать это в более дипломатичной форме. Думаю, они хотят предложить немцам торг: откажитесь от газового альянса с Россией, а мы вам предложим тесное сотрудничество в чем-то другом для вашей выгоды. Им надо поменять атмосферу в отношениях с Германией. Но я не думаю, что немецкое правительство (во всяком случае то, которое сейчас у власти, социал-демократическая партия – традиционный партнер госпожи Меркель), выступающее за нормализацию отношений с Россией, согласится на исчезновение российского газа с европейского рынка и замену его на американский сжиженный газ. Этот (газовый – ред.) альянс действует уже 50 лет между Европой и Россией и, можно сказать, между Германий и Россией очень успешно.

Во-вторых, Германия не может согласиться с американскими аргументами, с тем, что Америка диктует вопросы энергетической безопасности и снабжения в Европе, так как это будет унижением и потерей лица. Это нонсенс, так как это будет означать, что Европа подписывается под своим вассальством, полным подчинением Америке в экономических вопросах. Думаю, американцы слишком перегнули палку и настаивать не могут.

Три месяца назад было протестное письмо 24 европейских стран в адрес американской администрации о том, что вопросы энергетической безопасности в Европе решаются европейцами, для этого есть Евросоюз, а не Вашингтон.

«СП»: – Несколько компаний, испугавшись американских санкций, уже заявили о выходе из проекта. Так может ли Европа что-то реальное противопоставить США, чтобы защитить свой бизнес и суверенитет?

– Это трудный вопрос. Все, с кем я общаюсь, говорят, что Америка великая держава, что у нее есть все рычаги, чтобы заставить других подчиняться. Они могут сломать немцам бизнес, если захотят. Вопрос в том, пойдет ли на это Америка. Но проблема же останется, немцы же не подчинятся этому всему, конечно, будет противодействие. Вопрос в том, как?

Когда американцы вышли из договора по Ирану, немцы с другими европейцами пытались создать финансовые фонды для поддержки бизнеса европейских компаний с Ираном, чтобы они были независимы от доллара. Но это не сыграло, потому Иран не настолько важный казус (случай – ред.). А кроме того, новая администрация США сейчас, по-моему, готова вернуться к более мягкой дипломатии в отношении Ирана, к отказу от жестких санкций, которые Америка хотела ввести.

И меня сейчас интересует, каков стратегический интерес США в отношении России. Если байденовская администрация поставила себе цель дальше разрушать российскую экономику, ослаблять Россию, выбрала ее (а не Китай) как мишень, как главного противника, тогда дела плохи. Немцам придется при такой жесткости выбирать между Америкой и Россией. Я этого пока не вижу, но это опасность.

В то же время мы не живем во времена холодной войны, где американцы фактически все оккупировали в Европе, Германии, всем всё приказывают. Эти времена прошли, американское влияние есть, но оно слабее, чем раньше. Для немцев вопрос – как реагировать. Немецкое правительство не захочет терять лицо.

Третья проблема внутри Германии. Есть партия «зеленых», экологические структуры, которые занимаются не экологией, а чистой политикой, даже правами человека. За ними стоят американские лоббисты. И есть, конечно, пресса, которая настроена против всего, что происходит в России, особенно в политике. Растет все больше давление внутри Германии на госпожу Меркель, правительство, чтобы остановить проект («Северный поток – 2» – ред.).

Но я говорю о силах, которые в оппозиции. Пока они в оппозиции, они могут давить, что и делают последние 10 лет, однако ничего не добились, потому что правительство стойко стоит на своей позиции. И даже казус Навального, который мог поставить под вопрос этот проект, его не остановил и не остановит. Ситуация сложная, но мне кажется, что «Северный проект» – это не тот проект, не тот казус, из-за которого американцы будут готовы пойти на разрыв с немецким правительством.