Войти в почту

В новом году кровь России подпортят бывшие братские республики

2020 год запомнится россиянам не только пандемией коронавируса, но и началом новой волны дестабилизации на постсоветском пространстве. Именно началом, ведь процессы, которые начались в 2020-м, продолжатся в 2021-м, считает газета «Взгляд».

В новом году кровь России подпортят бывшие братские республики
© Свободная пресса

Издание напоминает, что недавно под словами «кризис на постсоветском пространстве» в 95% случаев подразумевались очередные проблемы в российско-украинских отношениях. Конечно, периодически возникали ситуации и в других государствах региона – например, в Грузии, однако Украина приносила основную головную боль России на ее периферии. Но в 2020 году ситуация изменилась.

По мнению автора, в регионе возникли новые, не менее опасные для российского здоровья боли, которые в ближайшее время будут усугубляться.

Речь прежде всего об Армении, Белоруссии и Молдавии. Ирония еще и в том, что ситуация в двух последних странах размораживает и украинскую проблему.

Традиционно выступавшая союзником России Армения получила глубокую моральную травму, проиграв вторую войну в Нагорном Карабахе, виновным в поражении в стране многие считают премьер-министра Никола Пашиняна.

Казалось бы, России нет особого дела до внутриармянских разборок – Москва вообще старается не вмешиваться во внутренние дела союзников, отмечает издание. Однако последствия могут быть и для нас.

В ближайшее время Армению ждут новые унижения из-за поражения в карабахской войне. Поскольку эти унижения нужно будет как-то объяснять, то не исключено, что местные политики попытаются обвинить во всем Москву. Все это ляжет на психологическую травму армянской нации и может привести к росту антироссийских настроений в Армении с перспективой избрания очередного проблемного лидера.

Сложная ситуация для России сложилась и в Молдавии, где победила сторонница прозападного курса Майя Санду. Это было бы не так важно, поскольку Кишинев — незначительный политический и экономический союзник Москвы, если бы не проблема Приднестровья, ситуацию в котором Санду намерена дестабилизировать. В силу того, что у РФ нет границ с Приднестровьем, оказать помощь местным жителям может быть довольно проблематично.

Кроме того, по мнению автора, неожиданной проблемой для России обернулись выборы в Белоруссии в 2020 году. Начавшиеся в Белоруссии массовые акции протеста так и не привели к свержению Александра Лукашенко. Однако внутриполитическая ситуация в республике остается непростой. Значительная часть общества настроена против Батьки, а его администрация неспособна завоевать лояльность активной и самой пассионарной части общества.

Кроме того, Лукашенко снова заявил, что Минск собирается вести многовекторную политику, пытаясь усидеть на всех стульях сразу. Стоит напомнить, что в начале 2020 года этот подход привел к резкому охлаждению в отношениях двух стран.

Если к сложным отношениям с Украиной Россия привыкла, то большинство остальных постсоветских стран долгие годы воспринимались Москвой как партнеры, считает автор «Взгляда». Но так ли это на самом деле?

– Кто-то выступал как партнер – например, Азербайджан, – считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян. – Кого-то рассматривали как союзника – Армению, Белоруссию, Казахстан. Кто-то являлся соперником – Грузия, Молдавия. Наконец, был и Туркменистан, который просто от всех закрылся.

«СП»: – Армения, традиционно выступавшая единым фронтом с Россией, получила глубокую моральную травму, проиграв конфликт в Нагорном Карабахе. Могут ли на этом фоне усилиться антироссийские настроения?

– Пашинян и люди, которые за ним стоят, не против такого сценария. Целый ряд западных агентов и доморощенных идиотов в Армении уже обвиняет Москву в своем поражении – и не исключено, что западные «друзья» будут эту тему дальше развивать. Объяснять армянам, что они потеряли Карабах не из-за того, что его сдал Никол, а из-за того, что Путин сговорился с Алиевым. Даже Пашинян уже об этом пишет. И Россия особо ничего не делает для того, чтобы с этими настроениями бороться – Путин продолжает поддерживать Пашиняна.

«СП»: – Проевропейский президент Молдавии Майя Санду не скрывает своего намерения полностью развернуть страну на Запад. Кроме того, она может устроить проблемы в Приднестровье, которому мы не сможем помочь в случае чего. Так ли это?

– Еще один риторический вопрос. Конечно же так. Для того, чтобы оказать им помощь, придется либо пробивать коридор через Румынию (страну-члена НАТО), либо брать Одессу. Большой привет тем, кто не сделал этого в 2014 году, кто ограничился лишь Крымом. В итоге мы можем оказаться перед выбором: начинать войну против НАТО, вторгаться на Украину или бросать сотни тысяч граждан РФ в Приднестровье.

«СП»: – Проблемы появились и в Белоруссии в связи с внутриполитическим кризисом после выборов и очевидным намерением Лукашенко продолжить «многовекторную» политику.

– В случае с Белоруссией Россия должна была делать сложный выбор. С одной стороны – Лукашенко, который открыто шантажировал Москву и требовал от нее субсидий, не давая ничего существенного взамен. Ни ресурсов, ни экономики, ни даже уважения – дошло до того, что белорусские спецслужбы третировали представителей российских СМИ, работавших в республике. Фактически Батька нас шантажировал, да еще и в заложники российских граждан взял. С другой стороны – местные майданутые, которые решили превратить страну во вторую Украину. Поэтому мы и решили частично поддержать Батьку в надежде на то, что он сделал правильные выборы. Пока что не сделал.

«СП»: – Украина на этом фоне выглядит одной из самых стабильных стран — Киев давно определился с антироссийской повесткой, поэтому на этом фронте перемен ожидать не приходится. Ожидать перемен на Украине не стоит?

– Да, на первый взгляд с Киевом все понятно и печально – «контрмайдана» там не предвидится. Однако проблема в том, что Украина – определившаяся в своей русофобии – может быть фактором, который катализирует процессы и в Белоруссии, и в Молдавии. Киев может поддержать белорусских майданутых боевиками и оружием (по данным Лукашенко –- уже поддерживает), а также на пару с Кишиневом включить полную и тотальную блокаду Приднестровья, устраивая при этом провокации на украинско-приднестровской границе. Особенно если поступит приказ из Вашингтона. Поэтому успокаиваться на украинском направлении нам не надо.

– В первые десятилетия после распада Советского союза бывшие республики по инерции воспринимались Россией как части единого целого, которые не могут существовать автономно от Москвы, – уверен заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Павел Фельдман. – Однако впоследствии наметилась неуклонная тенденция к «выпадению» стран СНГ из сферы российского влияния. Никто из них, за исключением Казахстана, не может рассматриваться в качестве равноправных партнеров. Никому из них не удалось выстроить развитую, современную экономику и обрести подлинный политический суверенитет. Реальность такова, что все бывшие республики СССР пытаются стать сателлитами глобальных центров силы. Кто-то тяготеет к США и ЕС, кто-то к Китаю, кто-то к Турции, а кто-то к России.

«СП»: – Украина на этом фоне выглядит одной из самых стабильных стран — Киев давно определился с антироссийской повесткой, поэтому на этом фронте перемен ожидать не приходится. Ожидать перемен на Украине не стоит? В какой перспективе?

– Современная Украина представляет собой политически нестабильное государство, где в любую минуту может начаться гражданская война или революция. Ее вектор внешней политики неминуемо изменится после смещения действующей политической элиты. Впрочем, прийти к власти там могут как пророссийские, так и еще более русофобские силы. В случае с Украиной действует поговорка: «Никогда не говори никогда».

«СП»: – А Белоруссия? Ждать ли от нее сюрпризов?

– 2021 г. станет решающим в судьбе Лукашенко, но его личные политические амбиции уже не оказывают прежнего влияния на российско-белорусские отношения. Идет тесное сотрудничество между силовыми структурами двух стран. Зависимость белорусской экономики от российской неуклонно растет. Что касается внутриполитической ситуации, то после провала протестного движения в августе-сентябре 2020 г. ожидать государственного переворота в Беларуси уже не стоит. Прозападные силы там к власти не придут. С Батькой или без него, эта страна останется в сфере российского влияния. Превратить ее во «вторую Украину» никто не позволит.

«СП»: – Согласны ли вы с тем, что Армения и Молдавия будут самыми «опасными» зонами у российских границ в 2021 году? Насколько стабильность там важна для России?

– Молдавия давно сделала выбор в пользу интеграции со своими западными соседями, став для них поставщиком дармовой рабочей силы. Не стоит преувеличивать значимость этой страны для современной России. Всерьез говорить о ней можно только в контексте Приднестровья, однако и эта тема давно утратила былую актуальность. С Арменией дело обстоит иначе. Это страна блока ОДКБ, играющая заметную роль в обеспечении безопасности на Южном Кавказе (не говоря уже о том, что армянская диаспора всегда занимала важное место в экономической, политической и культурной жизни России). При Пашиняне отношения на высшем уровне дали трещину. Однако едва ли его ждет долгая карьера во главе этой страны.

«СП»: – Насколько вообще нестабильность на постсоветском пространстве опасна для России? Опасней усиления санкций и угрозы войны с НАТО? Что, по-вашему, может стать наиболее опасным фактором для России в 2021 году?

– Как показывает практика, дестабилизация обстановки на постсоветском пространстве всегда сопровождается усилением позиций геополитических противников России в чувствительных для нее регионах. Это можно считать военной угрозой. Однако гораздо более серьезную опасность представляют попытки медленного экономического удушения РФ, которые последовательно предпринимает Запад по инициативе США. Речь идет не только о санкциях, но и о создании токсичного имиджа нашей страны на мировой арене. Это больно бьет по ее инвестиционной привлекательности, отрезает нас от глобальных финансовых потоков и высоких технологий. Так что главным вызовом для России в 2021 г. станет агрессивная внешняя политика администрации Байдена.