Войти в почту

Неутешительные итоги политического глобуса

Кончается ревущий двадцатый, цепочка шоковых событий которого породила не один интернет-мем.

Неутешительные итоги политического глобуса
© Русская Планета

2020 стал синонимом чего-то ужасного, нежданного, апокалиптичного. Даже в телевизионной рекламе иронизируют, когда, наконец, кончится этот проклятый год. Он, конечно, кончится, но уйдут ли вместе с ним проблемы и катастрофы?

Подводя итоги года, многие задаются вопросом, чем он запомнился, какое событие стало по-настоящему знаковым. Ответ вроде бы на поверхности — мировая пандемия. Однако не стоит торопиться с выводом.

Во-первых, перебирать события 2020 не совсем корректно, всё-таки каждый год является следствием предыдущих периодов и даже неожиданные стихийные бедствия неожиданны и бедственны только потому, что общество к ним заранее не подготовилось. Значит, нужно рассматривать прошедший год не как набор событий, а как ступень закономерного исторического процесса.

Во-вторых, стратегическое мышление предполагает нахождение за внешним и видимым глубинного и сущностного. Ведь что такое стратегия? В военном деле стратегия есть прежде всего определение направления главного удара. В общенаучном смысле стратегия есть план достижения фундаментальной цели. Значит, стратегическое мышление — это мышление, основанное на выявлении главного, фундаментального.

Можно ли сказать, что главным с точки зрения истории явлением в 2020 стала пандемия? Пожалуй, сказать так было бы преувеличением. Ведь массовые эпидемии случались и раньше, в том числе совсем недавно. Сама болезнь не столь смертоносна, как некоторые другие инфекции, а придаваемая пандемии шумиха носит во многом искусственный характер

С другой стороны, пандемия как бы вобрала в себя другие социальные проблемы. Продолжается экономический кризис? Это из-за пандемии. Растет бедность и безработица? Во всем виновата пандемия. Обостряется международная обстановка? И здесь пандемии найдется место в качестве яблока раздора: кто виноват в эпидемии? Это универсальное объяснение действительно в каждом из случаев имеет определённый смысл, хотя и не является исчерпывающим.

Некоторые аналитики довольно метко говорят, что в современных реалиях термоядерного вооружения великих держав накал экономических и политических противоречий не только привел к санкциям, торговым конфликтам, шпионским скандалам, информационным противостояниям, кибератакам и так далее, но выплеснулся и в пандемию. В своей последней передаче Михаил Леонтьев сказал:

«Спрос на пандемию как раз и объясняется неудовлетворенным спросом на войну, которая все спишет. Поскольку глобальной войны не получается из-за ядерного сдерживания, приходится придумывать псевдовойны, поскольку это единственный инструмент управления миром, утратившим здравый смысл»

Более того, общеизвестно, что рыночная экономика периодически требует массового уничтожения излишней товарной продукции (в том числе вооружений) и «сдувания» финансовых пузырей, что, например, в XIX и XX веках породило не только мировые войны, но и ковровые бомбардировки, распыление «Agent Orange», применение напалма и так далее. Сегодня же полномасштабная война сопряжена с применением фатального вооружения полного взаимного уничтожения, поэтому локдаун и локаут, применяемые против пандемии, естественным образом подменяли её эффект — уничтожение излишней стоимости, разорение «слабых».

А если к этому прибавить избыточную смертность, как от самого ковида, так и от, собственно, локдауна (330 тысяч), то по цифрам получится «неплохая войнушка». И даже «лучше», ведь в войне гибнут в основном молодые, а в пандемии — старики. Звучит чудовищно и цинично, но с точки зрения экономики такова реальность.

Пандемия охватила весь мир, став чем-то вроде новой формы экономического, политического и бытового уклада жизни. Поэтому, копая вглубь, от формы к содержанию, важно понять, КАК протекает эта самая пандемия. А она, прежде всего, вскрыла расстановку сил на мировой арене, потенциалы разных стран, цивилизаций, системных подходов.

Например, ещё в начале года мы наблюдали, как европейские страны бросили на произвол судьбы Италию и Испанию. А к концу года, после того как Франция обошлась с Британией, совсем очевидно, что концепция «европейской интеграции» в виде ЕС постепенно вырождается

Другой пример: страны «свободного мира» (НАТО) переживают пандемию куда болезненней, чем страны, которые США считают враждебными демократии — Китай, Северная Корея, Куба, Венесуэла, Россия, Беларусь, Вьетнам, Никарагуа. Платная медицина и ставка на частные корпорации себя, по сути, не оправдали.

Ну и самое главное, несмотря на архисерьезность отношения правительств всех стран к пандемии, сплочения перед лицом общей угрозы не произошло. Более того, пандемия разобщила «партнёров» как по линии глобального противостояния США — КНР, так и по линиям известных внутрирегиональных противоречий. Кооперация усилий наблюдается там, где имеется политическая заинтересованность.

То же можно сказать об ООН. Роль научного центра по координации всемирной борьбы с пандемией, которую должна была по идее выполнять ВОЗ, была ею провалена в силу отсутствия авторитета (возможно, и компетентности) и реальных инструментов воздействия на национальные правительства.

Способ прохождения миром пандемии лишь отчасти отражает суть эпохи 2020 года. Под шумом эпидемиологических сводок и прививочных новостей замыливается главное — 2020 стал годом очередного подступа к Третьей мировой войне.

Вспомните, как он начался. США и Израиль убили иранского генерала Сулеймани, Иран обстрелял военные базы США в Ираке. Затем США объявили холодную войну Китаю и усилили попытки свержения и расшатывания лояльных КНР правительств Беларуси, Молдовы, России, Венесуэлы, Никарагуа.

Санкции США в отношении Китая, России, Кубы только расширяются. Обострились трения между США и Германией. ЕС продолжает разваливаться. Турция развязала войны и конфликты по всем направлениям, в том числе была реальная угроза войны с Египтом в Ливии, с Ираном в Азербайджане и с Францией на Средиземном море. Индия периодически воюет с прокитайским Пакистаном и конфликтует с самим Китаем на границе. Кончается год так же, как начался. США и Израиль убили иранца, но на этот раз физика.

Весь год мир поляризировался, фрагментаризировался, распадался старый проамериканский миропорядок. Вместе с тем колоссальным образом обострялись противоречия между всеми более-менее самостоятельными и сильными странами. США и их сателлиты продолжают вооружаться для поддержания американского могущества. Китай активно вооружается против США. Турция вооружается, чтобы доказать всем статус великой державы. И так далее.

Мировая общественность уже давно перестала бояться мировой войны и ядерных зим.

Правительства ведущих стран все смелее и смелее идут на военные авантюры и тоже перестали опасаться перерастания конфликтов в полномасштабные столкновения с применением ядерного вооружения. А зря. Постепенно ядерное оружие перестает быть сдерживающим глобальную войну фактором. Мир самоуспокоился. А она тем временем к нам неуклонно подкрадывается

2020 год стал, прежде всего, годом очередного подступа к Третьей мировой. Пока ещё возможность повернуть назад есть, но получится ли, учитывая какие финансовые интересы стоят за частным ВПК США, Британии, Франции?