Войти в почту

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины

Украинские речные ограничения против России не имеют международно-правовых оснований, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин.

«Речные санкции» против РФ стали новым правовым абсурдом для Украины
© ФБА "Экономика сегодня"

Президент Украины Владимир Зеленский подписал закон «О внутреннем водном транспорте», который запретил судам под российским флагом ходить по украинским рекам. Нормативный акт был принят Верховной радой 3 декабря.

Вводятся ограничения в отношении крупнейших украинских рек: Днепра, Днестра и Дуная. Днестр является выходом в Приднестровье, поэтому данный закон может вызвать для России некоторые проблемы.

Режим внутренних рек устанавливается национальным законодательством, но есть такое понятие, как международные реки – это водные артерии, которые протекают через территорию нескольких государств.

Дунай является одной из таких рек, поэтому по нему в 1948 году была подписана специальная Конвенция о судоходстве. Россия в нее входит, как правопреемник СССР, а документ устанавливает свободную навигацию для любых торговых судов.

На Украине знают об этой правовой позиции, поэтому в Киеве целенаправленно пошли на вопиющее нарушение.

Украина вводит выборочные санкции

«Санкции сегодня стали мерой конкурентной борьбы – как экономической, так и политической, мерой по достижению конкретных задач. Санкции вышли за пределы международно-правового инструментария Совбеза ООН и других международных инстанций. Государства, когда хотят, вводят санкции, причем по любым вопросам», - констатирует Топорнин.

Государства могут принимать их в ответ на определенные действия оппонентов, так и безосновательно, как в случае Украины.

«Зеленский запретил российским судам двигаться по внутренним рекам Украины. Международным правом объяснить эти санкции невозможно – там не прописано такого инструментария. Непонятно только, почему украинцы объявили об этих санкциях сейчас, а не в 2014- 2015 годах. Видимо, перед этим они провели большую мыслительную работу», - резюмирует Топорнин.

Цели такой политики непонятны. Полностью заблокировать наши поставки в Приднестровье нельзя, а речной трансферт из России на Украину ничтожно мало. Даже направление было развито при СССР, но уже в 2014 году оно находилось в упадке.

Еще между РФ и Украиной существует соглашение по статусу Азовского моря. Если украинцы из него выйдут, то тогда возникнет высокорисковая ситуация, но в Киеве идут на отмену только второстепенных документов.

«Смысл в таких действиях всегда существует. В данном случае Украина пытается продемонстрировать принципиальность своей позиции, что она продолжает рассматривать Россию в качестве «страны-агрессора» и применять против нас все возможные меры воздействия. В этом заключается официальная политическая позиция киевских властей», - заключает Топорнин.

В реальности эти действия являются популизмом, который Зеленский унаследовал от Порошенко.

«Что касается Азовского моря, то это отдельная тема. В ней задействованы вопросы делимитации данного внутреннего моря, которое до 2014 года воспринималось в качестве общего достояния России и Украины», - констатирует Топорнин.

Азовское море является сложным вопросом, поэтому Киев его и не будирует, а украинские реки РФ не нужны – возможно, через них идут какие-то поставки, но они точно небольшие, из-за чего украинцы и вводят ограничения.

Украина выбирает легкие пути давления на РФ

«Раньше никто не мог и подумать, что Украина будет запрещать России проход по ее речным артериям, однако это больше игра на публику, чем реальная практическая мера. Если бы украинцы перекрыли газ, который идет из России в ЕС, то это было бы действенной мерой и санкцией, но данных ограничений это не касается», - резюмирует Топорнин.

Киев поддерживает реноме добросовестного транзитера. Газовое направление приносит украинскому бюджету до 3 млрд долларов в год и является единственным стабильным источником валютной прибыли.

«Украина не вводит ограничения по газу, потому что Киев может понести за это ответственность, в том числе и со стороны Брюссель и государств Евросоюза. Такие санкции будут восприняты как откровенный акт государственного терроризма. По рекам такое решение принимать можно из-за того, что экономические интересы в данном вопросе не задействованы», - заключает Топорнин.

Реки ничего не приносят Украине, поэтому ими можно пожертвовать: аналогичным образом можно запретить использование украинских дорог для российской гужевой тяги, прописав в них ограничения против «страны-агрессора».

«Антироссийская политика Украина продолжается. На какое-то время она вроде бы затухает, но затем украинские власти снова начинают думать, каким бы еще действием насолить Москве», - констатирует Топорнин.

Проблемой являются не украинский закон, а то, что санкции стали нормой для межгосударственных отношений: сегодня их вводят многие страны мира, и мало кто обращает внимание на Устав ООН и принципы международного права.

Создавшая ситуация ведет к ухудшению международной обстановки и двусторонних отношения. Любые антироссийские санкции Киева бьют в первую очередь по интересам украинской экономики, но кабинет Зеленского это не смущает.