Войти в почту

о предложении украинского МИД начать диалог с Россией «за бокалом вина»

«Из контекста заявления Дмитрия Кулебы следует, что он всё это понимает. Понимает — и признаёт своё бессилие. Министру иностранных дел Украины не хочется быть «маркированным как фанатик или предатель и подставиться под удар». По-человечески такое желание очень логично и понятно. Впрочем, почему только по-человечески? Политически оно тоже вполне понятно и логично. Дмитрий Кулеба служит министром у очень слабого президента — лидера, который без боя сдаёт всё, что только можно».

С министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой случилось что-то странное. Может, он заболел. Может, некие секретные агенты вкололи ему «сыворотку правды». А может, на него наконец снизошло озарение. Судите сами. Выступающий обычно с пропитанными эмоциями и подчёркнуто антироссийскими заявлениями шеф украинской дипломатии внезапно выдал: его стране остро необходима спокойная беседа об отношениях с Россией.

Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой? И да и нет. Дмитрий Кулеба действительно сделал заявление подобного содержания. Но пресловутый «спокойный диалог о России» был обставлен им таким рядом условий, что становится совершено понятно: ничего подобного в ближайшее время на Украине не планируется. Вот что конкретно сказал глава украинского МИД: «Я придерживаюсь мысли, если честно, что украинское общество ещё не готово к спокойному разговору о России — ни общество, ни политикум. Человек, который действительно готов к такому разговору, будет промаркирован или фанатиком, или предателем и подставится под удар. Но этот разговор очень нужен. Без стратегии относительно России не будет ни безопасности, ни процветания. Это нужно осознать».

Искренне радует то, что у самого Дмитрия Кулебы подобное осознание уже наличествует. Как он намерен добиваться того, чтобы оно появилось у более широкого круга представителей киевской политической элиты? Министр иностранных дел Украины убеждён, что ключом к достижению этой цели является алкоголь: «Нам необходимо очень осторожно подбираться к этой теме — сначала, наверное, в экспертных обсуждениях, возможно, за бокалом вина. Потому что в обществе ещё слишком много эмоций, чтобы говорить про Россию».

Два замечания. Посидеть и погутарить «за бокалом вина» — дело хорошее, но не во всех обстоятельствах. Некоторые темы — типа тех же отношений между Украиной и Россией — лучше всё-таки обсуждать на трезвую голову. Скажу больше: то, что отношения между Москвой и Киевом пребывают сейчас в столь отвратительном состоянии, является прямым следствием многолетнего отсутствия трезвого политического и стратегического мышления в украинской столице. Такое впечатление, что многие принципиально важные внешнеполитические решения принимались киевской верхушкой аккурат в середине многодневной пьянки. Поэтому хочу обратиться к Дмитрию Кулебе с наипочтительнейшей челобитной.

Милый, дорогой Дмитрий Иванович! Понимаю вашу тягу к задушевным беседам «за бокалом вина». Но поверьте, иногда без алкоголя всё-таки следует обойтись.

Второе замечание носит ещё более принципиальный характер. Дмитрий Кулеба уверен, что к спокойному диалогу об отношениях с Россией не готово в первую очередь украинское общество. Но вот так ли это на самом деле? Украинское общество по большому счёту ни о чем таком не спрашивают. А если и спрашивают, то полученный ответ обязательно выбрасывается в мусорную корзину. Под какими, например, лозунгами Владимир Зеленский добился своей победы на последних украинских президентских выборах? Под лозунгами объединения страны, решения проблемы Донбасса, установления в государстве гражданского мира. Иными словами, Зеленский растоптал на выборах Порошенко, изображая из себя полного политического антипода действовавшего на тот момент президента Украины.

Но вот какой политический курс Зеленский проводит, клятвенно пообещав исправить все завихрения предшественника? Тот, который является логичным продолжением курса предшественника. Давайте называть вещи своими именами: украинское общество обманули самым циничным образом. Пообещали одно, а на деле имеет место прямо противоположное. Получается, что проблема совсем не в обществе. Проблема в элите, в диктатуре очень громкого и агрессивного меньшинства, которое захватило контроль над украинской государственной идеологией и заставляет страну двигаться в заведомо неправильном направлении.

Из контекста заявления Дмитрия Кулебы следует, что он всё это понимает. Понимает — и признаёт своё бессилие. Министру иностранных дел Украины не хочется быть «маркированным как фанатик или предатель и подставиться под удар». По-человечески такое желание очень логично и понятно. Впрочем, почему только по-человечески? Политически оно тоже вполне понятно и логично. Дмитрий Кулеба служит министром у очень слабого президента — лидера, который без боя сдаёт всё, что только можно: свои политические позиции, своих избирателей, своих соратников, которые хотят не просто занимать высокие должности, а делать что-то реально полезное для страны.

Помните, например, что случилось с только что назначенным заместителем представителя Украины в Контактной группе по мирному урегулированию ситуации в Донбассе, бывшим премьером страны Витольдом Фокиным? Витольд Павлович публично выдал неудобную правду о мятежном регионе — и тут же был с треском уволен с должности. И можно сказать, что Фокину ещё повезло. Дерзнувший сделать приблизительно то же самое советник секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины по вопросам реинтеграции и восстановления Донбасса Сергей Сивохо подвергся физическому нападению радикалов. Под оскорбительные улюлюканья чиновника сбили с ног и повалили на пол. Был ли кто-то наказан за это? Был — сам Сергей Сивохо, которого уволили с должности.

Вспомнив всё это, я на полном серьёзе начал восхищаться гражданским и политическим мужеством Дмитрия Кулебы. Министр иностранных дел Украины рискнул хотя бы намекнуть, что в плане отношений с Россией его страна идёт неправильным путем. По меркам современного киевского «политикума» одно это — уже почти подвиг.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.