Войти в почту

Вилка для Байдена: с кем вы, господин избранный президент?

Прежде всего, тотальное сдерживание России. Да, кто-то из россиян считал, что оно было при Трампе (санкции, истерики, нелепые обвинения, высылка дипломатов, атака на «Северный Поток — 2»), однако там сдерживания и близко не было. Уходящий американский лидер особо не активничал на постсоветском пространстве, по-взрослому не противодействовал России в той же Сирии, не кормил с руки российскую оппозицию и не пытался сменить режим в Москве. А Байден всем этим будет заниматься. Энтони Блинкен уверен, что столпами власти Владимира Путина в России являются внешнеполитические успехи (что не совсем так, конечно), а значит, нужно нанести Москве демонстративные поражения по всем фронтам. И это, по мнению Вашингтона, ослабит Кремль. То есть даст американцам больше возможностей для провоцирования беспорядков в России в преддверии важнейших выборов в Госдуму в 2021 году и особенно — выборов нового президента в 2024-м.

Вилка для Байдена: с кем вы, господин избранный президент?
© Вечерняя Москва

Правда, это сдерживание требует множества ресурсов, и, к сожалению для Блинкена и его веселой компании, Соединенные Штаты уже не обладают теми колоссальными возможностями, которые у них были 20 лет назад. Сейчас они похожи не на богатейшую сверхдержаву с непревзойденными военными возможностями, а на изолированную агрессивную страну, к тому же еще расколотую изнутри. Поэтому для эффективного противодействия Москве, а также реализации ряда других задач, администрации Байдена необходимо заручиться поддержкой союзников — прежде всего, из Западной Европы.

Казалось бы, Вашингтону это удастся одной левой. Ведь, по мнению ряда экспертов, в обострении трансатлантических отношений виновато было хамство Трампа. Хам ушел — и Европа сама побежит назад в американские объятия. Однако по факту ситуация не настолько простая. Да, не готовые к самостоятельной жизни европейцы хотели бы, чтобы США и дальше решали за них, как жить. Но при этом, чтобы еще учитывали интересы Старого Света. Среди которых, например, прекращение российско-западного противостояния.

Понятно, Вашингтон их учитывать не собирается — этого не было при Трампе, не будет и при Байдене. Разница между двумя администрациями лишь в том, что республиканец об этом говорил прямо и в лоб, тогда как демократ будет объяснять Европе ее место в пищевой цепочке с улыбкой на устах.

Впрочем, у ЕС и США могут быть и общие внешнеполитические интересы. Например, сдерживание Турции. Если администрация Трампа особо не мешала авантюрной внешней политике Эрдогана, то демократы собираются не просто поставить турецкого султана на место, но и лишить его власти. Эксперты пишут о том, что Соединенные Штаты будут стремиться к смене режима в Анкаре — вплоть до новой организации военного переворота (своего рода второй подход к снаряду после лета 2016 года). И этот переворот будет успешен лишь в том случае, если для него будет подготовлена общественная почва: то есть если Эрдоган потерпит серию внешнеполитических поражений. Ведь столпами его власти (в отличие от Путина) действительно являются внешнеполитические успехи.

Наконец, самой важной задачей Байдена станет, конечно же, сдерживание Китая. Трамписты называют «сонного Джо» чуть ли не китайским агентом и уверяют, что его победа ставит крест на борьбе с Пекином. Но это не совсем так. Демократы точно так же, как и республиканцы, озабочены ростом китайского влияния в мире — военного, экономического и даже идеологического. Поэтому и при Байдене, и при следующем президенте Америка продолжит попытки ограничить китайскую мощь. Но не с помощью точечных кавалерийских наскоков Трампа, а через тотальную систему, включающую в себя провоцирование конфликтов на китайской периферии, ограничения для тамошнего бизнеса на внешних рынках, борьба с китайским влиянием в странах третьего мира, стимулирование «демократизации» общества Поднебесной и т. п.

Проблема для Байдена в том, что на пути реализации этой стратегии он столкнется с крайне неприятной для него вилкой: невозможно одновременно сдерживать Китай и Россию, поскольку такая политика приведет к сближению двух стран и созданию крайне опасного для США тандема. Вот новому американскому президенту и придется выбирать между противостоянием старому, привычному, но при этом уставшему от вражды сопернику и новому конкуренту, пытающемуся лишить Америку мирового лидерства.

Сможет ли Байден сделать правильный выбор? Вопрос. И отнюдь не риторический.

Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ.