Войти в почту

Давление США на Иран стало почти полным провалом – National Interest

Кампания «максимального давления» на Иран, начата президентом США Дональдом Трампом после его выхода из ядерной сделки с Тегераном, показала свою почти полную несостоятельность, поэтому новой администрации необходимо будет отказаться от нее в пользу разумных дипломатических шагов. Об этом заявил научный сотрудник Общества Джона Куинси Адамса Джефф Ламир в статье, вышедшей 18 ноября в The National Interest.

Читайте также: На стороне Ирана Россия и Китай, США там ловить нечего — Foreign Affairs

Ламир, который занимается исследованием подконтрольных исламской республике вооруженных формирований, напомнил, что после выхода в мае 2018 года США из Совместного всеобъемлющего плана действий официальный Вашингтон выступил в адрес Тегерана с ультиматумом, так же известным как «Двенадцать требований». В администрации Трампа ожидали, что Иран в обмен на прекращение давления со стороны США откажется от ядерных и ракетных разработок, выведет войска из Сирии, а также перестанет спонсировать разного рода вооруженные формирования.

Читайте также: The Hill: Антииранская политика США может столкнуться с эффектом бумеранга

Тем не менее такой план был сопряжен с рядом проблем. Во-первых, требования Вашингтон напрямую затрагивали критически важные интересы Тегерана в области безопасности: исламская республика, не обладая большим классическим военным потенциалом, полагается на иностранные вооруженные формирования (так называемые прокси) и баллистические ракеты.

Во-вторых, Иран смог адаптироваться к санкциям, используя свой внутренний производственный сектор и диверсифицируя свою экономику. Даже если стратегия США действительно направлена на то, чтобы остановить ракетную программу республики, а не вызвать дефицит инсулин в стране, ее результаты все равно противоположны намерениям. Иран смог обойти ограничения на поставки оружия, производя оружие внутри страны.

Точно так же Иран согласен сократить расходы на качество жизни в пользу нужд армии. Так, несмотря на пандемию коронавируса и все более жесткие санкции США, Тегеран сумел увеличить расходы своего оборонного бюджета на $2 млрд в 2020 году. Иными словами, кампания максимального давления наносит экономический ущерб непосредственно иранскому народу и не дает оказать стране гуманитарную помощь.

Наконец, в рамках кампании максимального давления отсутствуют стимулы для дипломатического разрешения противоречий. Так, дипломатия рассматривается в Вашингтоне как награда за хорошее поведение противной стороны, а не как инструмент по продвижению американских интересов.

«Санкции не принесли результатов ни по одному из двенадцати первоначальных требований. Напротив, они ограничили способность Соединенных Штатов вести переговоры для достижения поставленных целей и разожгли напряженность между Вашингтоном и Тегераном», — подчеркнул Ламир.

«Если в США хотят избежать продолжения вечных войн последних двух десятилетий, им пора признать, что кампания максимального давления имела минимальный успех. Возобновить дипломатический процесс будет делом нелегким, однако крайне важным первым шагом является отказаться от кампании принуждения последних двух лет. Единственный способ выбраться из этой ямы — перестать копать», — заключил он.